Сунь Ят-сен


В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой страной, в которой господствовали феодальные порядки. Трудящиеся массы находились на грани полной нищеты. Императорское правительство полностью зависело от иностранных капиталистов. Империалистические державы хозяйничали в Китае, рассматривая его как рынок сбыта для своих промышленных товаров и источник дешевого сырья.

Правившая в Китае маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Еще в 1911 г. на улицах Пекина можно было видеть, как людей, обвиненных в самых ничтожных проступках, подвергали публично мучительной казни, например разрывали тело на части.

Грабеж Китая империалистическими странами, жестокий феодальный режим вызывали все более решительный протест народных масс.

Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он родился в 1866 г. на юге Китая, в провинции Гуандун, в бедной крестьянской семье. Семья ютилась в глинобитной хижине и жила впроголодь. Только в 15 лет Сунь Ят-сен впервые надел обувь.

Великая крестьянская революционная война тайпинов (см. стр. 374) была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане. Эти рассказы оказали громадное влияние на формирование сознания будущего революционера. Юношей Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, куда еще раньше переселился его брат. Здесь ему удалось окончить школу и поступить в университет. Сунь Ят-сен решил стать врачом, чтобы помогать бедноте, облегчать жизнь обездоленных и угнетенных. Но вскоре он убедился, что для улучшения жизни народа нужны иные методы. Какие? Он сам этого тогда не знал. Сунь Ят-сен еще не понимал, что в самом народе заключены те революционные силы, которые принесут ему освобождение.

Сначала Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет всю необходимость реформ. В 1894 г. он представил правительству программу преобразований государственного аппарата, развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, укрепления армии. Но всесильный правитель Ли Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Тогда Сунь Ят-сен приступил к организации заговора против правительства, повторяя тем самым ошибки всех революционеров-заговорщиков, мечтавших о победе без помощи народных масс.

Заговор был раскрыт. Один из сподвижников Сунь Ят-сена был казнен, семьдесят товарищей заключены в тюрьму, а сам Сунь Ят-сен едва спасся и бежал на паровом баркасе за границу. Но он не пал духом от неудачи и упорно продолжал борьбу.

Сунь Ят-сен побывал на Гавайях, в США, в Европе, где неустанно пропагандировал идею свержения маньчжурской монархии. Китайское правительство готово было на любые меры, чтобы захватить и уничтожить неутомимого революционера. За его голову была назначена большая награда. Даже вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды, когда он проходил в Лондоне мимо здания китайского посольства, на него набросились двое неизвестных. Они грубо схватили его и втолкнули в дверь здания. Был приготовлен пароход, чтобы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его ждала жестокая расправа. Но ему удалось тайно передать записку одному из своих друзей. Под давлением общественности Сунь Ят-сена вынуждены были освободить.

Сунь Ят-сен постоянно учился. Он глубоко изучал работы европейских философов, экономистов. Познакомился он и с работами Маркса и Энгельса.

Для счастья народа, казалось ему, нужно осуществить три принципа: свергнуть маньчжурскую династию и возродить независимый Китай, учредить демократическую республику и, наконец, наделить крестьян поровну землей.

В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал революционную организацию — «Союз объединенных обществ» («Тунмынхой»). Ее целью было осуществление трех принципов Сунь Ят-сена.

В октябре 1911 г. под руководством этой организации в Китае началась революция, и прогнившая, ненавистная народу власть маньчжурской монархии рухнула.

25 декабря Сунь Ят-сен прибыл из Европы в Шанхай, где был встречен ликующей толпой народа. Через четыре дня его избрали временным президентом республики. На этом посту Сунь Ят-сен стремился создать единое национальное государство со своей армией, администрацией, финансами. Но он ничего не сделал для осуществления своего третьего принципа — уравнения прав крестьян на землю. Сказалась его прежняя недооценка роли народных масс в революции. В феврале 1912 г. ему пришлось отказаться от поста президента в пользу реакционера Юань Ши-кая, ставленника империалистов. Сунь Ят-сен надеялся, что этот шаг приведет к объединению всех сил в стране. Потом он понял свою ошибку, но было уже поздно.

В августе 1912 г. Сунь Ят-сен создал партию гоминдан («национальную партию»), которая, по его мысли, должна была бороться за демократические порядки в Китае. Эта партия носила в период своего возникновения совершенно иной характер, чем теперешний гоминдан. Но и тогда в программе гоминдана ничего не говорилось о наделении крестьян землей. Интересы крестьян были забыты. В ноябре 1913 г. Юань Ши-кай распустил гоминдан. Еще раньше Сунь Ят-сен уехал за границу. В 1916 г. он снова вернулся в Китай и возобновил борьбу за буржуазно-демократический строй.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сунь Ят-сен приветствовал как великую надежду всего человечества.

В 1919 г., когда Сунь Ят-сен жил в Шанхае, к нему пришла группа советских людей. Сунь Ят-сен приветливо встретил посетителей. На их вопрос о том, как он относится к Великой Октябрьской социалистической революции в России, Сунь Ят-сен молча вынул небольшой лист и медленно, со счастливой улыбкой протянул его одному из делегатов. Это была телеграмма от В. И. Ленина, в которой вождь русского пролетариата приветствовал Сунь Ят-сена.

Сунь Ят-сен сделал важный вывод, что Советская Россия, русские рабочие и крестьяне, взявшие власть в свои руки, — истинные друзья китайской революции.

В 1922 г. в Шанхае он устанавливает контакт с Коммунистической партией Китая, созданной в 1921 г., пересматривает свои три принципа и дополняет их тремя политическими установками: союз с СССР, союз с компартией и поддержка рабочих и крестьян.

В январе 1924 г. Сунь Ят-сен по предложению коммунистов преобразовал гоминдан в организацию единого фронта рабочих, крестьян, мелкой, средней и крупной буржуазии. Туда же вошли и коммунисты. На I конгрессе партии Сунь Ят-сен определил ее задачи: свержение реакционных генералов, захвативших власть в ряде провинций Китая, и иностранных империалистов; отклонение компромиссов с врагом и осуществление до конца последовательной революции, т. е. создание республики не буржуазно-демократической, а народной. Это был громадный прогресс в политических взглядах Сунь Ят-сена.

Когда в Китай пришло известие о смерти В. И. Ленина, работа конгресса была немедленно прервана, в Гуанчжоу объявлен трехдневный траур.

На митинге Сунь Ят-сен сказал: «За многие века мировой истории появлялись тысячи вождей и ученых с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключение. Ты не только говорил и учил, но претворял свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты встречал на своем пути тысячи препятствий, которые встречаются и на моем пути. Я хочу идти твоим путем, и хотя мои враги против этого, но мой народ будет меня приветствовать. Ты умер, небо не продлило твоей жизни, но в памяти угнетенных народов ты будешь жить веками, великий человек». Речь Сунь Ят-сена — это прекрасный итог политического развития революционера-демократа.

В 1925 г., перед смертью, он написал обращение в ЦИК СССР, в котором говорилось:

«Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей партии и моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Слова Сунь Ят-сена были поистине пророческими. Под руководством своей Коммунистической партии народы Китая разгромили империалистов, феодалов и реакционную буржуазию и в 1949 г. установили народно-демократическую власть. Дружба советского и китайского народов, которую возвестил Сунь Ят-сен, непоколебима и вечна.