Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане


Первая мировая война принесла новые бедствия нерусским народам царской России. Царские колонизаторы вывозили из Средней Азии и Казахстана «на нужды войны» сырье, продовольствие, скот. От этого катастрофически уменьшились стада и посевные площади. В то же время налоги резко возросли. За годы войны по Казахстану и Средней Азии они увеличились в 15 раз. Все это привело к развалу хозяйства, население голодало и нищало.

Был на исходе второй год войны. Уже сотни тысяч русских рабочих и крестьян, брошенных в кровавую бойню, погибли на полях сражений. Царское правительство стремилось изыскивать все новые и новые средства для продолжения преступной войны.

25 июня 1916 г. был обнародован царский указ о мобилизации на тыловые работы так называемых «инородцев», ранее освобожденных от воинской повинности. Мобилизации подлежали все мужчины коренного населения Средней Азии и Казахстана от 19 до 43 лет.

Их хотели использовать на строительстве оборонительных сооружений и путей сообщения и, как говорилось в царском указе, «для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ». «Инородцы» должны были заменить сотни тысяч русских рабочих и крестьян, которые пополнили бы истекавшие кровью армии.

Указ был получен в Казахстане и Средней Азии в разгар сельскохозяйственных работ. Мобилизация мужчин грозила сорвать уборку урожая, что обрекло бы население на голод и вымирание. Чаша терпения переполнилась. Трудовой народ поднял восстание против гнета царизма. Восстание началось в северных районах Таджикистана и Узбекистана и вскоре охватило почти всю Среднюю Азию и Казахстан, перебросилось в Астраханскую губернию, на Урал и в некоторые другие районы, населенные нерусскими народностями.

В восстании приняли участие сотни тысяч дехкан (крестьян), батраков и ремесленников. Они обычно выступали под лозунгами: «Не выполним указ царя!», «Не дадим рабочих!», «Не отдадим своих детей белому царю!», «Лучше умереть здесь, чем умирать на войне!» Дехкане говорили: «У нас отняли землю, отняли благосостояние тяжелыми поборами, теперь отнимают душу... Не дадим никого, не подчинимся требованиям царских властей. Не пойдем в солдаты, всех перебьем, кто будет брать их, придет сам царь — и его убьем».

В отдельных, наиболее отсталых районах руководителями восстания иногда оказывались местная знать и мусульманское духовенство. Они пытались использовать народное движение в своих корыстных целях и направить его против русского народа. Однако это им не удалось. Большинство восставших боролось не только против «белого царя» и его властей, но и против своих феодалов, баев 1 и мусульманского духовенства. Феодалы и баи были опорой царизма. Из них состояла местная, так называемая «туземная» администрация — волостные управители, старшины и т. д. Царский указ освобождал их от мобилизации. Кроме того, «любому туземцу» разрешалось нанять и послать вместо себя другого человека. Этим широко воспользовались богатеи. Вся тяжесть мобилизации ложилась на бедноту. Это вызвало озлобление трудящихся масс не только против царской администрации, но и против местных эксплуататоров.

Один из руководителей восстания в Казахстане — Нуко Сатыбеков, попавший в руки царских палачей, так объяснил следователю свое участие в восстании: «Ты спрашиваешь, зачем я восставал? Хорошо, я расскажу. Я восстал потому, что больше не было сил терпеть. Каждый из нас носил на своей шее по два ярма. Одно надели наши же баи, другое — начальники царя. У нас отобрали хорошие земли, но мы стерпели. Нас обложили податями, мы не наедались досыта, но терпели. Баи судили в пользу богатых, мы платили штрафы и продолжали терпеть. Мы чуть не превратились в верблюдов, которые падают от непосильной ноши и умирают. Но мы все же люди, и всякому терпению приходит конец».

Восстание было стихийным и неорганизованным. Его участники действовали разрозненно, не имели руководства и единого плана. Восставшие уничтожали списки мобилизуемых, громили волостные и полицейские управления, избивали представителей царской администрации, нападали на войска и полицию и т. д.

В страхе перед народным движением царское правительство объявило восставший край на военном положении. В основные районы восстания были брошены карательные отряды, вооруженные даже артиллерией. Каратели сжигали селения, уничтожали посевы, отнимали у местного населения скот, хлеб и другое имущество. Многие тысячи крестьян — узбеков, казахов, туркмен, таджиков — были расстреляны без суда и следствия. Сотни тысяч местных жителей, спасаясь от преследований карателей, бежали через границу в Китай и Иран. Они вернулись на родину лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции, перенеся на чужбине много лишений и страданий.

Царские войска быстро подавили основные очаги восстания. Но в одной из северных областей Казахстана — Тургайской — они встретили упорное сопротивление. Борьбу здесь возглавил герой казахского народа Амангельды Иманов. К осени 1916 г. повстанцы насчитывали в своих рядах около 50 тыс. человек. В октябре-ноябре под руководством Амангельды Иманова они в течение многих дней пытались взять город Тургай. Царское правительство направило сюда крупные воинские силы. В феврале 1917 г. после неравной борьбы с царскими войсками Амангельды Иманов отступил в степи. Вплоть до победы Великой Октябрьской социалистической революции тургайские повстанцы продолжали вести бои с отрядами карателей.

Восстание 1916 г. в целом потерпело поражение. Но оно сорвало мобилизацию. Царским властям удалось мобилизовать всего лишь около 120 тыс. человек, т. е. меньше половины намеченных к набору. Мобилизованные работали в прифронтовых районах. Они прошли там хорошую школу революционной борьбы у русских рабочих, а позже, вернувшись домой, активно участвовали в борьбе за установление власти Советов.

В ходе восстания 1916 г. народные массы Средней Азии и Казахстана еще раз убедились, что они могут завоевать свободу лишь при поддержке русского пролетариата. В 1918 г. вождь казахских повстанцев Амангельды Иманов говорил: «В 1916 г. мы с комчей (плеткой.— Ред.) и топором дерзнули вырвать с корнем царизм, — теперь в революционном бою при помощи русского пролетариата разгромим до конца белые банды, уничтожим алаш-ордынцев и построим счастливую жизнь».