Экспедиция Уильяма Эдуарда Парри (1827)


 

Экспедиция Уильяма Эдуарда Парри

В результате многочисленных неудач среди ученых-географов и мореплавателей всего мира утвердился взгляд, что достигнуть Северного полюса на судах практически невозможно.

Полярные путешественники теперь пытались пройти к полюсу пешком, по дрейфующим льдам. Скоресби-младший высказал предположение, что Северный полюс окружен огромными гладкими ледяными полями, по которым легко дойти до полюса на санях. Этой мыслью воспользовался в 1827 году английский мореплаватель Уильям Эдуард Парри.

Уильям Эдуард Парри
Уильям Эдуард Парри

Парри был опытным полярным путешественником. Он командовал одним из двух кораблей экспедиции английского мореплавателя Джона Росса-старшего, имевшей целью отыскание Северо-Западного прохода (из Атлантического океана в Тихий). Затем английское правительство дважды посылало Парри на поиски Северо-Западного прохода. В одну из этих экспедиций Парри преднамеренно, впервые в истории полярных путешествий, оставил свое судно на зимовку в арктических водах. Во время зимовки, которая длилась девять месяцев, Парри неоднократно отправлялся в далекие санные экскурсии.

Основываясь на опыте этих экскурсий, Парри решил попытаться достичь Северного полюса по дрейфующим льдам пешком.

В 1827 году английское правительство предоставило Парри уже испытанное в борьбе со льдами судно «Хекла». В апреле «Хекла», на борту которой, кроме Парри, находились известные впоследствии своими путешествиями Джемс Кларк Росс-млад-ший, Ф. Р. Крозье, Э. И. Берд и другие, вышла в море и направилась к берегам Шпицбергена. Достигнув северо-западной оконечности его, Парри оставил судно и большую часть своего экипажа в заливе Трейренберг, а сам в сопровождении Джемса Росса отправился на север. В состав его партии входило 27 человек, для которых был взят запас продовольствия на 71 день. В распоряжении полюсной группы находились два не: больших бота, ко дну которых были приделаны полозья; эти боты легко можно было превратить в сани.

23 июня Парри со своими спутниками покинул остров Литл-Тэбл, самый северный в группе Семи Островов, и начал свой поход по льдам на север. Условия продвижения среди дрейфующих льдов открытого океана тогда еще мало кому были известны. Едва только Парри покинул остров и вступил на лед, как встретился с непредвиденным препятствием: многолетние паковые льды непрерывно двигались с востока на запад. Надежды Парри на то, что Северный полюс окружен неподвижным льдом, не оправдались. К тому же вместо огромных гладких ледяных полей (как предполагал Скоресби), по которым можно было бы легко и успешно продвигаться вперед, путешественники встретили льды с нагромождениями, полыньями и трещинами. Неблагоприятная погода — проливные дожди и частые непроглядные туманы — усугубляла трудность похода. С невероятными усилиями, изнемогая в борьбе со льдами, Парри и его спутники медленно продвигались вперед. Часто бывало так, что, несмотря на настойчивое стремление преодолеть все препятствия и продвинуться вперед, их относило течением и ветром к югу. Ледяные поля чередовались с большими трещинами и полыньями, поэтому сани приходилось довольно часто превращать в лодки и наоборот. От тяжелой, изнурительной работы у спутников Парри стали пухнуть руки и ноги.

Экспедиция У. Э. Парри на пути к полюсу
Экспедиция У. Э. Парри на пути к полюсу

23 июля Парри находился только на 82°45' северной широты. Продвинуться еще дальше на север не удалось, стало заметно сносить на юг.

Тридцать пять дней неустанной борьбы со льдами сломили, наконец, упорство Парри; он с горечью вынужден был признать себя побежденным и повернул обратно. После 48-дневного путешествия по дрейфующим льдам Парри 19 августа благополучно достиг места стоянки своего судна. Но там его ожидали новые неприятности. Под напором льда оборвались якорные канаты, на которых держалась «Хекла», и ее выбросило на мель, откуда она была снята лишь с большим трудом. Осенью «Хекла» возвратилась в Англию.

Широта, достигнутая Парри в районе Шпицбергена, долгое время оставалась непревзойденной.

Спустя 18 лет (в 1845 году) Парри предложил план новой экспедиции. Он предполагал на судне дойти до одной из северных бухт Шпицбергена, стать там на зимовку, а затем предпринять поход к полюсу на оленьих упряжках.

План этот вызвал резкую критику со стороны известного русского полярного исследователя Ф. П. Врангеля.