Экспедиция Фритьофа Нансена (1893—1896)


Экспедиция Фритьофа Нансена (1893—1896)

В 1884 году, спустя три года после гибели «Жаннетты», весь научный мир был взбудоражен сообщением о необычайной находке, которую сделали эскимосы из Юлианехоба (Южная Гренландия): на плавучей льдине, около 150 метров шириной, нашли до 50 предметов, принадлежавших экспедиции Де Лонга. Среди них оказались: опись продовольствия, подписанная Де Лонгом, список шлюпок «Жаннетты», непромокаемые брюки с меткой Louis Noros (спасшегося матроса с «Жаннетты») и ряд других вещей.

Изучая дрейф предметов с «Жаннетты», известный норвежский метеоролог профессор X. Мон высказал предположение о существовании постоянного течения, которое от берегов Восточной Сибири несет льды к проходу между Шпицбергеном и Гренландией.

Статья Мона чрезвычайно заинтересовала молодого норвежского ученого Фритьофа Нансена. У него родилась мысль использовать для проникновения в Центральную Арктику тот самый дрейф, который являлся серьезным препятствием на пути многих его предшественников, стремившихся к полюсу.

«При чтении истории арктических исследований, — писал впоследствии Фритьоф Нансен в своей книге «В стране льда и ночи», — для меня рано выяснилось, что теми путями и теми способами, какими пользовались до сих пор, трудно вырвать у внутренних неизвестных ледяных стран их тайны. Но где лежит путь?... Довольно ясно, кажется, что плыть к полюсу нельзя никаким путем; повсюду лед является непреодолимым препятствием, останавливающим исследователя у порога неизвестных стран. Тащить лодки по неровному плавучему льду, находящемуся притом под влиянием течения в постоянном движении, тоже трудно. Лед на пути исследователя ставит такие препятствия, что всякий, кому приходилось с ним иметь дело, не будет, конечно, сомневаться в почти полной невозможности подвинуться дальше вперед с за-.пасами и провиантом, необходимыми для такого предприятия.

Поищем поэтому, нет ли других путей: я не сомневаюсь, что они имеются.

Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен

Я уверен, что если мы обратим внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший способ достижения полюса».

Этот способ был найден Нансеном в 1884 году, когда он познакомился со статьей профессора Мона.

Путь этот один: «...через полюс или близко от него проходит течение в море между Гренландией и Шпицбергеном».

В доказательство существования этого течения Нансен привел ряд фактов: неоднократные находки на берегах Гренландии леса-плавника, выносимого сибирскими реками, предметов домашнего обихода жителей Северной Аляски и др. «Из этого следует вывод, представлявшийся мне всегда ясным и очевидным, — доказывал Нансен, — что нужно попробовать войти в это течение с той стороны полюса, где оно направляется к северу, и с его помощью проникнуть в ту область, которой тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шел против течения.»

План Нансена был таков: экспедиционное судно должно вмерзнуть в льды к северу от Новосибирских островов и предоставить себя полярному течению.

Вскоре после возвращения из своего путешествия через ледниковый покров Гренландии Нансен изложил свой проект экспедиции на Северный полюс Географическому обществу в Христиании.

Определяя задачи экспедиции, Нансен указывал: «...мы отправляемся не для отыскания математической точки, составляющей северный конец земной оси, так как достижение этого пункта само по себе неценно, а для исследования большой неизвестной части земного шара, окружающей полюс, и значение этих исследований будет одно и то же, достигнем ли мы самой точки полюса, или же пройдем от него в некотором отдалении».

В Норвежском географическом обществе план Нансена, несмотря на его новизну и смелость, был встречен с большим сочувствием. Норвежцы верили своему соотечественнику, уже завоевавшему широкую известность своим гренландским походом. Но за рубежом проект молодого ученого вызвал оживленные споры. Почти все полярные авторитеты того времени отрицательно отнеслись к проекту экспедиции на дрейфующем судне. Идея Нансена была охарактеризована как «чистое безумие».

«Желаю доктору Нансену полного и скорого успеха. Но, когда он вернется, его многочисленные друзья в Англии почувствуют большое облегчение, в особенности те, кто несколько знаком с опасностями, всегда сопряженными с плаванием во льдах даже в странах, не столь далеко лежащих на севере.» Так заявил адмирал Леопольд Мак-Клинтон в Географическом обществе в Лондоне, где Нансен в ноябре 1892 года изложил свой проект.

Адмирал Джордж Ричардс писал: «К сожалению, я должен высказаться против проекта, но я думаю, что всякий, кто может говорить авторитетно, обязан откровенно сказать свое мнение, так как здесь слишком многое ставится на карту».

Фритьоф Нансен отплывает из столицы Норвегии Христиании
Фритьоф Нансен отплывает из столицы Норвегии Христиании

Резко ополчился против проекта Нансена генерал Грили, бывший начальник американской полярной станции в бухте Леди Франклин, приобретшей трагическую известность. «Я считаю почти немыслимым, — писал Грили, — чтобы составленный доктором Нансеном проект нашел поддержку или даже сочувствие. По-моему, он основан на ложных представлениях о физических условиях в полярных странах, и, если его попробуют привести в исполнение, он обещает бесполезные результаты, не говоря о том, что участникам экспедиции предстоят болезни и смерть... Арктические путешествия для открытий, предпринимаемые даже по известным и общепринятым методам, требуют такой смелости и сопряжены с такими опасностями, что было бы слишком тяжело возлагать на них еще бремя бессмысленного проекта самоубийства доктора Нансена».

Соотечественники Нансена твердо верили в успех смелого предприятия. На средства, частью отпущенные норвежским правительством, частью собранные по подписке, было выстроено судно, специально приспособленное для длительного пребывания во льдах. Нансен дал ему название «Фрам», что значит «Вперед». Это судно было построено с таким расчетом, чтобы льды не могли раздавить его, а при сильном сжатии выжимали бы его наверх.

Запасы продовольствия и снаряжения на борту «Фрама» были рассчитаны на пять лет.

Кроме Нансена, в экспедиции приняло участие 12 норвежцев; среди них были капитан «Фрама» Отто Свердруп, с которым Нансен совершил переход через Гренландию, лейтенант Скотт-Гансен, которому было поручено руководство научными наблюдениями, лейтенант Иогансен и другие.

Начало экспедиции. Дрейф "Фрама"

Путь к полюсу

Третья зимовка

Возвращение из Арктики

Окончание экспедиции

Судьба "Фрама"