Экспедиция А. Ховгарда (1882—1883)


Экспедиция А. Ховгарда (1882—1883)

1882 год был объявлен Первым Международным полярным годом (IPYI). О своем участии в его программе заявили 12 стран. В связи с этим планировалось организовать на арктическом побережье 15 метеорологических станций. Россия одной из первых открыла метеорологические станции Малые Кармакулы на Новой Земле и Сагатырь в устье реки Лена. Но этого было мало. Необходимо было увеличить число станций многократно, а предпринятые шаги не могли дать полной картины, нужной для составления климатической карты, а потому недостаток в станциях подобного рода остро ощущался. Но для их открытия не хватало не только оборудования, но и ученых, имеющих знания в соответствующей области по наблюдению за климатом.

К решению данного вопроса с согласия правительства России были привлечены Голландия и Дания. Голландия должна была построить станцию на острове Диксон, а Дания - на полуострове Таймыр.

В 1882 году один из участников экспедиции Норденшельда, магнитолог и метеоролог, лейтенант датского флота А. Ховгард, организовал на средства датского правительства экспедицию, которая намеревалась построить станцию на мысе Челюскина и затем проникнуть оттуда к Северному полюсу. Ховгард полагал, что к востоку от Земли Франца-Иосифа находится обширная земля, вдоль берегов которой можно будет достигнуть высоких широт.

Существование этой земли еще раньше предполагали М. В. Ломоносов, а также П. А. Кропоткин и Н. Шиллинг.

Как известно, эти предположения в дальнейшем подтвердились. В 1913 году русская Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана открыла к северу от мыса Челюскина землю, которая носит ныне название Северной Земли.

Интересно отметить, что в сентябре 1935 года, продвигаясь на север вдоль западных берегов Северной Земли, ледокольный пароход «Садко», следуя чистой водой, достиг широты 82°42'.

В 1882 году из Голландии вышло судно «Варна», на борту которого находились члены экспедиции, направлявшиеся на Диксон. В тот же год одновременно с ними по тому же маршруту направилось датское судно «Димфна», конечной целью которых планировалась доставка метеорологической станции на полуостров Таймыр. Капитаном на датском судне был А. Ховгард, ранее принимавший участие в экспедиции Нордшельда.

Первой в Карское море вошла «Варна». Но в то лето ледовая обстановка мало способствовала плаванию, и вскоре голландское судно было сковано льдами. Вслед за ними через пролив Югорский Шар (между материком и островом Вайгач) в Карском море вошло датское судно «Димфна», моряки которого увидели затертую льдами «Варну» и находящийся поблизости норвежский пароход «Луиза». Вскоре и «Димфна» оказалась в таком же положении, не имея возможности продолжить плавание.

В дальнейшем «Варна» после проведенной зимовки оказалась раздавлена льдами и затонула 24 июля 1883 года. Экипаж с нее перешел на «Димфну», а затем, имея в своем распоряжении трое саней и четыре лодки, по льду направился на сушу. Около Югорского Шара голландцы встретили пароход «Луиза», который доставил их в Норвегию. «Димфна» сумела вырваться из ледяного плена в середине сентября 1883 года и в октябре прибыла в Норвегию.