Экспедиции Карла Кольдевея (1868, 1869)


Экспедиции Карла Кольдевея (1868, 1869)

Неудачные попытки американских экспедиций проникнуть в район Северного полюса со стороны пролива Смит укрепили уверенность Августа Петермана в том, что путь к полюсу по «открытому полярному морю» лежит со стороны Гренландского моря, между Шпицбергеном и Гренландией. Петерман усиленно агитировал за организацию немецкой полярной экспедиции. В речах, в газетных выступлениях, в специальных воззваниях он обращался с призывом собрать материальные средства для выполнения предприятия, которое должно явиться делом национальной чести.

На съезде географов во Франкфурте-на-Майне в июле 1865 года Петерман подробно обосновал выгоды от экспедиции. «Проект Петермана, — указывает Гельвальд, — состоял в том, чтобы добраться до Северного полюса по теплому течению Гольфстрим вдоль берегов Европы». Он заявил, что если удастся пробиться через ледяной пояс, лежащий к северу от Шпицбергена, то за ним, вероятно, откроется свободное ото льдов море. «Открытие подобного пути сулило необыкновенные выгоды для мореплавания; полярная область доставила бы торговле немалую прибыль. Добыча китов, которые за последние годы удалились к полюсу, опять бы увеличилась, сибирские залежи слоновой (моржовой. — А.Л.) и мамонтовой кости могли бы быть основательно разработаны.» Это казалось весьма заманчивым, и немцы, которые до сих пор стояли в стороне от полярных дел, решили послать экспедицию к Северному полюсу.

Собрали деньги. В 1868 году для экспедиции была приобретена небольшая яхта «Германия», командование было поручено капитану Карлу Кольдевею. Судно должно было вдоль восточного побережья Гренландии пройти в центральную часть Северного Ледовитого океана и проникнуть в район полюса.

Больших результатов от экспедиции, снаряженной на весьма скудные средства, однако, нельзя было ожидать.

24 мая «Германия» покинула Берген (в Норвегии) и направилась к восточным берегам Гренландии. На 74°50' северной широты и 10°38' западной долготы, на расстоянии 124 километров от берегов Гренландии, встретился лед.

Кольдевей не замедлил направить в него свое судно.

Карл Кольдевей
Карл Кольдевей

Попытка добраться до берега и затем следовать на север из-за тяжелых льдов не увенчалась успехом. После ряда тщетных попыток пробраться на север Кольдевей направил судно в район Шпицбергена. Уже приближалось время возвращения, но 14 сентября Кольдевей все же предпринял еще одну попытку проникнуть в высокие широты Северного Ледовитого океана, и ему удалось достичь 81°04' северной широты, 15° 17' восточной долготы.

Позднее время года вынудило Кольдевея поспешить в обратный путь. Экспедиция провела ряд гидрологических и метеорологических наблюдений.

Первая неудача не сломила упорства и настойчивости Августа Петермана. На собранные деньги он организовал вторую немецкую полярную экспедицию, снаряженную значительно лучше, чем первая. Для экспедиции был достроен новый винтовой пароход «Германия» и приспособлено старое парусное судно «Ганза». Общее руководство экспедицией снова поручили Кольдевею, у которого, кстати сказать, к тому времени возник серьезный конфликт с Петерманом, сильно сказавшийся на подготовке к экспедиции.

В инструкции экспедиции Август Петерман указывал, что единственный возможный путь к полюсу проходит между Шпицбергеном и Новой Землей, где, по его предположению, должны встретиться наиболее благоприятные ледовые условия. Этим путем Петерман желал направить один из двух кораблей экспедиции. Однако Кольдевей категорически воспротивился такому решению, и оба судна были опять направлены к восточным берегам Гренландии. В состав экспедиции, кроме экипажей обоих кораблей, входило шесть ученых разных специальностей.

15 июня 1869 года «Германия» и «Ганза» вышли из Бремена и через месяц подошли к гренландским льдам. Пробиваясь сквозь труднопроходимые льды, корабли 19 июля под 70°04' северной широты и 12°52' западной долготы в непроницаемом) тумане потеряли друг друга из виду. Им уже не суждено было встретиться.

«Ганза» прочно была зажата льдами, беспрерывно угрожавшими ей гибелью. Она не смогла освободиться из ледяных оков, и в конце октября была раздавлена в 10 километрах от берега Гренландии на 70°52/ северной широты и 21° западной долготы. 14 человек экипажа перебрались заблаговременно на льдину окружностью в 13 километров. Стремительным дрейфом льдов Восточно-Гренландского течения их быстро уносило на юг.

Из снега, льда и запасов выгруженного угля экипаж «Ганзы» выстроил на дрейфующей льдине небольшой домик, приблизительно 7 метров длиной и 3,5 метра шириной. Снаружи домик обшили досками, а внутри обтянули парусиной. В домике поставили небольшую печь, установили вдоль стен койки, перенесли в него оставшееся после крушения судна продовольствие.

В этом домике немецким путешественникам пришлось провести долгую полярную ночь. Они занимались научными наблюдениями, спортом и охотой. Дрейфующая льдина, постепенно разрушаясь, становилась все меньше и меньше. 14 января 1870 года разразился страшный шторм. Вот как описывали участники экспедиции этот ужасный день: «Скрежет, стук и треск, шум пилы, стон и скрип, будто нечистые духи разыгрались над нашей льдиной». Охваченные страхом, люди все время держали наготове лодки. Наконец разразилась катастрофа; льдина, имевшая к этому времени всего лишь 200 метров в диаметре, дала новую трещину, которая прошла близко от жилища. Старая трещина грозила разорвать дом пополам. «Эта ночь была самая страшная за все время нашего плавания во льдах; казалось, ей не было конца», — писали потом участники злосчастной экспедиции. В конце концов они перебрались на лодки.

Но шторм вскоре прекратился, льды снова сжало. Из обломков старого домика на небольшой льдине, имевшей лишь 50 метров в поперечнике, путешественники построили новое жилище, несколько меньшего размера.

Наступила весна, льдина постепенно таяла, — жизнь на ней становилась все напряженнее и тяжелее. Здоровье всех участников экспедиции было сильно подорвано, один из них сошел с ума. Льдину быстро уносило на юг. Под 61°12' северной широты и 42° западной долготы обитатели льдины, после 200-дневного пребывания на ней, пересели в лодки и по свободной воде направились под парусами к берегам Гренландии. Через два дня они встретили широкий пояс льдов, преградивший им доступ к берегам. Запасы продовольствия подходили к концу. Напрягая последние силы, участники экспедиции вытащили лодки на лед и поволокли их поперек ледяного пояса. Он оказался шириной в 66 километров. Это путешествие продолжалось 25 дней. Иногда люди проходили за день только по 500 метров. От ослепительного блеска снега многие заболевали снежной слепотой, теряли на время зрение. 4 июня путешественники, наконец, добрались до пустынного острова Идлитлика, откуда затем поплыли на юг и 13 июня благополучно прибыли в Юлианехоб, на юго-западном побережье Гренландии. Отсюда они 1 сентября были доставлены в Копенгаген, а через два дня — в Германию.

Второе судно экспедиции — «Германия» — в это время спокойно зимовало.

Расставшись с «Ганзой», «Германия» сделала попытку пробиться к восточным берегам Гренландии, севернее 74-й параллели. Путь ей преградил ледяной пояс шириной около 150 километров.

Однако уже 5 августа судно было на свободной воде и у острова Сабина стало на якорь. Продвигаясь затем дальше на север полосой воды, свободной ото льда, «Германия» достигла только 75°26' северной широты и 18° западной долготы. Здесь сплоченные льды преградили ей путь, она повернула обратно и остановилась на зимовку около южной части острова Сабина, откуда участнику экспедиции Пайеру на санях удалось дойти до 77° северной широты.

С наступлением лета судно освободилось ото льда и возвратилось в Германию. Основная задача экспедиции — достижение полюса — осталась неразрешенной. Обе немецкие экспедиции наглядно доказали, что путь, по которому они продвигались на север, вовсе не ведет к «открытому полярному морю» и к Северному полюсу.