Экспедиция Соломона Андрэ на воздушном шаре (1897)


Экспедиция Соломона Андрэ на воздушном шаре (1897)

Безуспешные попытки проникнуть к полюсу по льду, на санях и пешком натолкнули исследователей на мысль испробовать воздушный путь. Следует отметить, что ученые и полярные путешественники уже с давних пор стали изыскивать для проникновения в недоступные области земного шара новые средства, обещающие избавить их от тяжелой борьбы со льдами.

В архивах начала XVIII века сохранилось прошение ученого монаха из Португалии Бартоломео Лоренцо Гусмао о выдаче ему привилегии на изобретенный им воздушный шар. Монах писал, что «изобрел машину для передвижения по воздуху так же, как это делается по земле или по морю, но с гораздо большей скоростью... При помощи этой машины можно будет доставлять в армию и в отдаленные земли самые важные известия. Таким же способом могут быть открыты ближайшие к полюсу страны».

Но идее Бартоломео Гусмао не суждено было осуществиться. Преследуемый суеверными попами, он бежал за границу, где умер в нищете.

В 1731 году в Рязани поднялся ввысь на воздушном шаре подьячий Крякутный из Нерехты. Спустя пять десятилетий после Крякутного такой же полет совершили братья Монгольфье во Франции.

После целой серии удачных полетов мысль о достижении Северного полюса по воздуху стала все больше занимать умы исследователей. Один за другим рождались смелые проекты полярных экспедиций на летательных аппаратах.

Участник экспедиции на «Тегеттгофе», открывшей в 1873 году Землю Франца-Иосифа, — Ю. Пайер, так много испытавший и переживший среди полярных льдов, еще в 1874 году писал: «Было бы полезно всякие попытки к достижению полюса исключить из полярных исследований до тех пор, пока мы не окажемся в состоянии посылать туда вместо беспомощных морских судов суда воздушные».

Воздушный шар С. Андрэ
Воздушный шар С. Андрэ

В то время, когда Нэрс, возвращаясь в 1876 году после неудачной попытки достичь Северного полюса на санях, сообщал на родину, что «полюс недостижим», американец Чейн усиленно пропагандировал возможность достижения высоких широт Арктики на воздушном шаре. Однако проект Чейна не встретил сочувствия. Ему не удалось собрать необходимых для экспедиции средств.

Такая же судьба постигла предложение помощника начальника американской экспедиции на судне «Полярис» капитана Тейзона, проектировавшего организацию нескольких экспедиций к полюсу на воздушных шарах с разных мест. Не встретила серьезной поддержки инициатива Безансона и Эрмита, также предлагавших снарядить воздушную экспедицию к Северному полюсу. Только шведскому инженеру Соломону Андрэ удалось, наконец, осуществить идею своих предшественников.

Проект полярной экспедиции на воздушном шаре Андрэ разрабатывал в течение 15 лет. «Мы будем летать, как орлы, — писал Андрэ, — и ничто не сломит наших крыльев.» Наконец, в 1897 году он приступил к осуществлению своего проекта.

Для экспедиции на Северный полюс по проекту Андрэ был построен специальный воздушный шар «Örnen» («Орел») вместимостью 5100 кубических метров и грузоподъемностью 3000 килограммов. При помощи особого приспособления, состоявшего из гайдропов и парусов, воздушный шар должен был получить некоторую управляемость.

В экспедиции, помимо Андрэ, принимали участие физик Н. Стриндберг и техник К. Френкель.

На борт «Орла» были приняты необходимые инструменты, лодки, сани и запас продовольствия на четыре месяца.

Местом отправления экспедиции Андрэ избрал Шпицберген» где на острове Датском был построен специальный ангар.

Дождавшись благоприятного ветра, 11 июля 1897 года Андрэ поднялся в воздух и вылетел на северо-восток, предполагая пересечь Северный Ледовитый океан и достичь берегов Америки.. В первые два дня полета связь с материком должна была поддерживаться с помощью голубиной почты, для чего на борт воздушного шара Андрэ взял 50 голубей.

15 июля один из выпущенных голубей принес на базу первые сведения о судьбе воздухоплавателей. В записке, доставленной голубем, Андрэ сообщал: «13 июля, 14 часов 30 минут дня, нахожусь на 82°02' северной широты, 15°05' восточной долготы. Благополучно следуем на восток, уклоняясь от прямого пути. Все благополучно. Это мой третий голубь. Андрэ».

Затем связь прервалась. Долгое время об экспедиции не было никаких сведений. Только спустя два года, в мае 1899 года, на берегу Исландии был найден поплавок, сброшенный с «Орла». Ненайденная в нем записка сообщала о ходе полета в день старта. Ничего нового о судьбе Андрэ не принес и второй поплавок, обнаруженный в 1900 году.

Поиски экспедиции Андрэ в восточной Гренландии, в проливе Смит и на севере Сибири оказались безрезультатными. Обстоятельства гибели трех воздухоплавателей много лет оставались неизвестными.

И только в 1930 году норвежская экспедиция на судне «Брат-ваг», высадившаяся на острове Белом (к востоку от Шпицбергена), неожиданно обнаружила последний лагерь экспедиции Андрэ.

«И вот настал день 6 августа, — писал начальник экспедиции на «Брагваге» доктор Г. Хорн, — чудный день при сияющем с голубого безоблачного неба ярком солнце. Всюду царила глубочайшая тишина. Вcе были рады приняться за работу. Шкипер-Элиассен на моторной лодке тоже принимал деятельнее участие в охоте и занимался отбуксировкой зверя к берегу.

Среди дня он вернулся на судно. Тихо и спокойно подойдя к нам, он сообщил, что ими сделана важная находка,  они нашли Андрэ. Ими найдена брезентовая лодка экспедиции, полная всевозможного снаряжения. Шкипер привез какую-то книгу, найденную в лодке. Книга была мокрая, тяжелая, листы в ней склеились» и мы увидели, что это обсервационный журнал экспедиции с подробными записями астрономических наблюдений. Страница за страницей с цифрами, заметки о запасах провианта, недельное меню и другие замечания. На первой странице мы смогли прочесть несколько слов заглавия: «Санное путешествие 1897 года». Не оставалось ни малейшего сомнения, что это был обсервационный журнал экспедиции с того- времени, как участники ее оставили шар, вероятно, далеко к северу во льдах. Весть о находке произвела на всех нас глубокое впечатление. Итак, значит, это произошло на Белом острове; здесь, где мы сейчас находились, трагически закончилось дерзновеннейшее из всех полярных путешествий. Мы были потрясены сделанным открытием. Но нельзя было терять ни минуты».

Экипаж «Братвага» обследовал место последнего лагеря Андрэ и обнаружил его труп, вмерзший в лед на голой скале. Недалеко в могиле был найден труп Стриндберга — очевидно, он умер первым, и товарищи похоронили его.

С. Андрэ
С. Андрэ

Несколько позднее специальная экспедиция «а судне «Белый медведь» нашла останки и третьего участника экспедиции — Френкеля.

На острове, среди других реликвий, были найдены дневник Андрэ и записные книжки его спутников, на основании которых можно достаточно точно установить ход полета и дальнейшую судьбу смелых аэронавтов.

Полет продолжался всего три дня. Уже 13 июля шар начал постепенно терять высоту, и вскоре гондола его стала ударяться о лед. 14 июля Андрэ решил прекратить полет; на 82°56' северной широты и 29°52' восточной долготы шар опустился на лед, и люди покинули гондолу.

С этого момента начались скитания по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Вначале путешественники решили направиться к Земле Франца-Иосифа. Неделю они готовились к тяжелому переходу и 19 июля двинулись в путь, таща за собой трое тяжело нагруженных саней. Путь оказался невероятно трудным; торосистые льды, полыньи и трещины, тяжелые сани — все это требовало нечеловеческих усилий. Люди изнемогали, пришлось расстаться с частью снаряжения и продовольствия; в довершение всего их все дальше и дальше относило течением от намеченной цели.

Вскоре Андрэ и его спутники окончательно убедились, что не смогут достичь Земли Франца-Иосифа; они решили изменить маршрут и направиться к северным берегам Шпицбергена. В августе наступили оттепели. Передвигаться по тающим льдам стало еще труднее. «Поверхность пути ужасна. Она состоит из больших неровных полей бурого льда, старого и нового, малых и больших торосов, а между ними — снежные поля, снежное месиво и пруды пресной воды. Идти до невероятности утомительно; особенно снег тяжел для людей, но для саней он сносен, так как выдерживает их тяжесть», — записывал Стриндберг в своем дневнике.

1 сентября путешественники находились всего лишь на широте 81°06'. Наступила зима. Приближение ее удручающе действовало на настроение. К тому же Френкель вывихнул ногу, Стриндберг и Андрэ тоже чувствовали себя неважно.

Путешественники потеряли уже всякую надежду достигнуть в этом году земли и решили остаться на зимовку среди дрейфующих льдов. Жизнь их с этих пор целиком зависела от льдов, ветра и течений. В одном из торосов Андрэ и его товарищи выдолбили для себя ледяную хижину. После утомительного путешествия наступили дни отдыха; здоровье смельчаков стало поправляться. Чтобы заготовить себе продовольствие, они занялись охотой на тюленей. «Настроение у нас довольно хорошее, хотя шутки и улыбки не стоят в порядке дня. Мои молодые товарищи справляются лучше, чем я смел надеяться. Поддержанию нашего мужества помогает еще то обстоятельство, что мы за последние дни так быстро снесены к югу», — записал в дневнике Андрэ.

Куда же в конце концов принесут их дрейфующие льды? Этот вопрос мучил всех.

15 сентября путешественники вдруг увидели на горизонте остров, к которому быстро приближалась их льдина. 25 сентября льдина дала трещину, а 2 октября раскололась на несколько частей. С риском для жизни Андрэ и его спутники перебрались на другую льдину, размером не больше 24 квадратных метров. Они перетащили на нее оборудование и продовольствие и, утомленные тяжелой работой, с полным равнодушием ко всем опасностям остались ночевать в полуразрушенном ледяном домике. «Никто не потерял бодрости духа, — писал в этот день Андрэ — С такими товарищами можно выпутаться из беды при каких угодно обстоятельствах».

Наконец, путешественники перебрались на остров Белый и здесь расположились на зимовку.

Судя по записям Андрэ и его спутников, они благополучно жили на острове до середины октября. Затем на пустынном острове разыгралась какая-то полярная трагедия. Первым умер Стриндберг, и через некоторое время погибли и его товарищи — Андрэ и Френкель.

Что же явилось непосредственной причиной их гибели? У путешественников, как показали раскопки лагеря Андрэ в 1930 году, был достаточный запас мяса, который они к тому же могли пополнять охотой. Не было нужды ни в огне, ни в топливе, так как в лагере имелся большой запас спичек, в примусе находился керосин, кроме того, вблизи лагеря лежал плавник. Наиболее слабым местом экспедиции явилось отсутствие необходимой для зимовки специальной теплой одежды. Поэтому высказывалось мнение, что путешественники погибли от холода и переутомления. Едва ли можно считать это мнение сколько-нибудь обоснованным.

В октябре уже стояли холода. Почему же зимовщики не использовали двух медвежьих шкур на подстилку для своего спального мешка в палатке? Почему спальный мешок остался неиспользованным? Почему третьи сани стояли напруженными важнейшим снаряжением экспедиции? Готовились ли путешественники в путь или вернулись после неудачной попытки?

На все эти вопросы никто не сможет дать ответа. Вероятнее всего, что экспедиция Андрэ погибла в результате снежного обвала с ледника, у подножья которого был расположен лагерь.

Итак, первые полярные воздухоплаватели стали жертвами своей смелой - попытки. Однако трагический исход экспедиции Андрэ не погубил замечательную идею использования летательных аппаратов для изучения Арктики и для достижения Северного полюса; наоборот, много подражателей снова и снова устремлялись на север, твердо веря, что это единственный путь для завоевания Северного полюса и изучения центральной части Северного Ледовитого океана.

Примитивные средства, с которыми Андрэ пытался достичь полюса, постепенно совершенствовались. Но прошло немало времени, пока задача исследования Арктики с воздуха была разрешена практически. Ведущая роль в решении этой исторической задачи принадлежала советской полярной авиации.