Экспедиция на дирижабле «LZ-127» (1931)


Экспедиция на дирижабле «LZ-127» (1931)

Важным этапом в изучении Центральной Арктики является экспедиция на дирижабле «LZ-127», хотя она и не осуществила первоначально намеченных планов.

К концу тридцатых годов нашего столетия мысль о необходимости длительных наблюдений в центре Арктики созрела вполне определенно. В 1928 году был выдвинут Ф. Нансеном проект организации станции на дрейфующих льдах. Ф. Нансен в то время был президентом Международного общества по изучению Арктики воздушными средствами передвижения («Аэроарктика»). Он считал, что создание дрейфующей станции в Центральной Арктике является главнейшей задачей общества. Для высадки научной станции он предполагал использовать дирижабль. Им была составлена программа научных исследований и разработан план палатки-домика. Однако предложение Нансена не встретило сочувствия среди многих ученых.

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»

Но на конференции, состоявшейся в Берлине в 1931 году, снова был поднят этот вопрос. Нансена поддержали такие видные полярные исследователи, как X. Свердруп, Л. Кох, Э. Зорге и другие. На станции могли быть проведены исследования по программе второго Международного полярного года (1932—1933 гг.). К сожалению, это ценное начинание в то время не было осуществлено. Г. Эккенер, который после смерти Ф. Нансена вступил на пост президента Международного общества «Аэроарктика», относился явно отрицательно к устройству станции на дрейфующих льдах.

Хотя дирижабль и был направлен в Арктику, но с целями и задачами более скромными, чем это предлагали многие члены общества.

Экспедиция на дирижабле «LZ-127» (1931 г.) ставила целью, с одной стороны, выяснение условий работы дирижабля в Арктике, а с другой, — выполнение научно-исследовательских работ, в которые входили метеорологические и геофизические наблюдения, аэрофотосъемка арктических островов и т. п.

Общее руководство экспедицией было возложено на Г. Эккенера, научной работой руководил профессор Р. Л. Самойлович (Арктический институт). В полете участвовало 8 ученых — представителей различных стран.

Дирижабль поднялся в воздух в Фридрихсгафене 24 июля. В тот же день он совершил посадку в Берлине, а на второй — опустился в Ленинграде. Утром 26 июля он снова поднялся в воздух и взял курс на север. На другой день он уже был в районе Земли Франца-Иосифа и снизился в бухте Тихой. После непродолжительной остановки дирижабль поднялся в воздух, произвел аэрофотосъемку западных островов Земли Франца-Иосифа и направился к острову Рудольфа, откуда взял курс на восток.

Предполагалось, что на острове Домашнем (Северная Земля) дирижабль совершит еще одну посадку. Однако из-за тумана сделать это было невозможно. Следуя в юго-западном направлении, дирижабль пересек Северную Землю несколько севернее острова Домашний. Условия полета над Северной Землей были неблагоприятные, поэтому он скоро повернул на юг, пролетел над Таймырским полуостровом, откуда направился сперва к острову Диксон, а затем — к мысу Желания.

Во время полета над Новой Землей дирижабль неоднократно снижался над центральной частью острова с целью обзора ледников. Пролетев далее над островом Колгуевым, городами Архангельском, Ленинградом и Берлином, дирижабль благополучно совершил посадку в Фридрихсгафене.

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»
Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»

Дирижабль пробыл в воздухе 110 часов, покрыв расстояние в 13 тысяч километров. Из произведенных экспедицией научных наблюдений наибольший интерес представляет аэрофотосъемка Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Таймырского полуострова и Новой Земли.

Хотя этим полетом была доказана полная возможность производить при помощи управляемого воздушного корабля научные исследования в высоких широтах Арктики, садиться на воду и, по-видимому, на лед, однако использовать этот способ изучения Центральной Арктики не пришлось. Эту работу в дальнейшем удалось выполнить при помощи самолетов.