Высокоширотные океанографические экспедиции в Гренландское море (1955—1958)


Районы расположенные к северу от Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, а также в северную часть Гренландского моря, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, начиная с 1955 года, организовал ряд крупных океанографических экспедиций. Основной их задачей было собрать материалы, необходимые для разработки таких важных океанографических проблем, как взаимодействие между атмосферой и поверхностью воды в Северной Атлантике, водообмен и ледообмен между Атлантическим океаном и Арктическим бассейном, влияние атлантических вод на гидрологический и ледовый режим арктических морей.

Первая из этих океанографических экспедиций, которую возглавлял Л. Л. Балакшин, работала с 8 сентября по 28 октября 1955 года на ледорезе «Ф. Литке» (капитан В. И. Поташников). В экспедиции принимали участие 18 научных работников: океанографы, гидрографы, гидрохимики, геологи и гидробиологи. Для выполнения научных исследований на судне были оборудованы лаборатории.

Экспедиция сделала три рейса. В первый рейс ледорез вышел 24 августа из Мурманска. В районе работы он пробыл с 8 до 18 сентября. Во время этого рейса экспедиция произвела океанографическую съемку там, где еще никогда не бывали свободно плавающие суда. Плавание происходило в неблагоприятных условиях. Тем не менее рейс прошел с большим успехом. Экспедиция обогнула с севера Землю Франца-Иосифа, что представляет собой довольно редкое событие, и достигла 11 сентября к северу от этого архипелага рекордной для свободно плавающих судов точки — 83°21' северной широты и 53°11' восточной долготы. По окончании первого рейса ледорез направился в Баренцбург пополнить запасы угля.

Во время второго рейса 26 сентября — 12 октября экспедиция обследовала район, расположенный к северу от Шпицбергена, а также между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Условия были еще более неблагоприятные, чем в первом рейсе. Но, несмотря на это, судну все же удалось продвинуться до 82°50' северной широты, вблизи которой (82°23' северной широты и 19°31' восточной долготы) была обнаружена глубина 5449 метров. Она является в настоящее время наибольшей глубиной, измеренной в Центральной Арктике.

Третий рейс продолжался с 23 по 28 октября, после вторичной бункеровки в Баренцбурге. Во время этого плавания были проведены океанографические исследования у западных берегов Шпицбергена.

Всего за три рейса экспедиция выполнила 57 океанографических станций (до глубины более 5 тысяч метров), на которых был произведен полный комплекс гидрологических наблюдений. На большей части этих станций производились гидробиологические работы, в результате которых взято более 150 проб зоо- и фитопланктона и составлены коллекции донных организмов. Геологический отряд экспедиции взял 84 образца донных отложений, причем на одной из глубоководных станций (3044 метра) была получена колонка грунта длиной 4,12 метра. Для Северного Ледовитого океана эта колонка в настоящее время является максимальной и позволяет расшифровать геологическую историю северной части Гренландского моря за продолжительный период. Гидрохимиками экспедиции было выполнено большое количество химических определений.

Во время плавания велись непрерывные метеорологические и ледовые наблюдения и выполнялся попутный гидрографический промер.

Изредка появлялись моржи, тюлени, белые медведи и птицы. Интересно отметить, что к северу от острова Рудольфа видели много розовых чаек.

Дизель-электроход «Обь» во льдах Гренландского моря
Дизель-электроход «Обь» во льдах Гренландского моря

Вторая океанографическая экспедиция в северную часть Гренландского моря проводилась на дизель-электроходе «Обь». Перед экспедицией была поставлена задача проникнуть в область Восточно-Гренландского течения и в наиболее высокие широты Гренландского моря. Оба эти района до 1956 года в океанографическом отношении оставались совершенно не изученными. Особый интерес при этом представляло детальное обследование района порога Нансена, простирающегося между северо-восточной оконечностью Гренландии и северо-западной оконечностью Шпицбергена.

Экспедицию снова возглавлял Л. Л. Балакшин.

Это была большая и хорошо снаряженная комплексная морская экспедиция, в работе которой приняли участие представители ряда научных учреждений. В ее состав входцло 44 научных: и научно-технических сотрудника. Кроме того, в экспедиции; принимали участие зарубежные ученые: гляциолог В. Шютт и метеоролог Э. Эриксон из Швеции, Н. Шумахер из Норвегии. Они должны были произвести специальные исследования по гляциологии, аэрологии и аэрохимии.

Для выполнения намеченных работ дизель-электроход «Обь» был подготовлен очень хорошо. Его оборудовали современными навигационными приборами; на палубе разместили вертолет, океанографические лебедки и различные измерительные приборы; лаборатории (гидрохимическая, геологическая, гидробиологическая, метеорологическая, аэрологическая и микробиологическая) производили необходимые наблюдения и тут же обрабатывали материалы.

Перед началом экспедиции было обследовано с воздуха состояние льда в районе работ.

Ледовые условия в северной части Гренландского моря во время плавания «Оби» были своеобразны. Состояние льда указывало на то, что в этом году вынос льдов из Центральной Арктики был слабее. Экспедиции удалось проникнуть за пределы Гренландского моря до 82°56' северной широты, так как вдоль восточных берегов Гренландии простирались большая полынья и обширные зоны разреженных льдов. Основная масса труднопроходимых многолетних льдов спускалась с севера в Гренландское море в виде языка, ось которого была направлена по нулевому меридиану; наиболее тяжелые льды наблюдались в северо-восточной части.

Метеорологические условия были благоприятны для выполнения океанографических исследований.

В районе работ экспедиции преобладали ветры северного и северо-западного направления. Температура воздуха колебалась от 4-6 до 2-3 градусов. С 20 по 29 августа вдоль восточных берегов Гренландии, где в это время находилась экспедиция, наблюдались слабые южные ветры. Температура воздуха изменялась от 0 до 3-5 градусов.

С 30 августа по 6 сентября в районе работ «Оби» преобладали ветры северо-западной четверти, временами достигавшие большой силы. В течение следующих пяти дней сперва наблюдался слабый ветер южной четверти, затем он усилился и перешел к западной четверти; а к концу 10 сентября — к северо-западной.

В течение 12-17 сентября в районе «Оби», которая в это время стояла вблизи Северо-Восточной Земли, преобладали ветры восточной четверти: температура воздуха колебалась от 0 до 7 градусов.

4 августа «Обь» под командованием капитана Н. Ф. Инюшкина вышла из Ленинграда и направилась к шведским берегам, чтобы принять на борт скандинавских ученых с их научным оборудованием.

Вечером 14 августа «Обь» достигла берегов Шпицбергена и подошла к Баренцбургу. Через два дня экспедиция направилась на запад, выполняя океанографические исследования. 20 августа «Обь» приблизилась к восточным берегам Гренландии и подошла к припаю, окружающему острова Иль-де-Франс.

Воспользовавшись благоприятными ледовыми условиями у восточных берегов Гренландии, экспедиция детально обследовала район банки Бельжика. Затем, следуя вдоль берегов и выполняя океанографические работы, она направилась на север, где еще никогда не плавало ни одно судно.

Уже 25 августа «Обь» находилась на 82°57' северной широты и 9°32' западной долготы, встретив здесь многолетние льды.

После проведения океанографических исследований экспедиция направилась на юг, выполняя по пути гидрографический промер. Достигнув 78°56' северной широты и 9°58' западной долготы, «Обь» повернула сперва на восток, затем снова на север, чтобы произвести детальные промеры в западной части порога Нансена.

Продвижение на север проходило большей частью среди многолетних льдов. Вечером 29 августа на 81°35' северной широты и 4°13' западной долготы «Обь» подошла к сплоченным ледяным полям. Ледовая разведка на вертолете выяснила, что впереди по курсу судна лежат труднопроходимые льды. Экспедиция повернула на юг, сделав еще один галс в районе Восточно-Гренландского течения. Достигнув 78°54' северной широты, по которой должен быть выполнен океанографический разрез, судно направилось на восток. Здесь была произведена еще одна ледовая авиаразведка.