Трансарктический перелет М. М. Громова (1937)


«Мы — первые, но не последние», — заявил перед отлетом Чкалов.

Слова эти оказались пророческими. Не прошло и месяца, и над Северным полюсом снова пронесся советский самолет «АНТ-25». Им командовал Герой Советского Союза М. М. Громов, спутниками его были С. А. Данилин (штурман) и А. Б. Юмашев (второй пилот).

Задача Громова состояла в том, чтобы не только подтвердить возможность трансполярных перелетов, но и установить рекорд дальности полета. Поэтому он решил не уклоняться от основного курса, чтобы не удлинять маршрут. Лететь по прямой было чрезвычайно трудно, так как предстояло пересечь обычные для Арктики циклоны.

Старт этому полету был дан на Щелковском аэродроме рано утром 12 июля 1937 года.

«Бережно вывели гигантскую машину из ангара, — так описывался этот знаменательный момент. — Огромные баки до пробки залили бензином, заправили машину маслом и водой. В кабину штурмана положили несколько термосов, наполненных горячим чаем, свертки бутербродов, апельсинов и другой дорожной снеди.

Светлело. У стартовой дорожки Щелковского аэродрома стояли люди, пришедшие провожать экипаж. Пилоты вышли на поле. Они пристальным взглядом окинули белесый горизонт и широкое поле аэродрома. На горке, могуче распластав крылья, стоял, пригнувшись, красавец-самолет.

Вспыхнула ракета, искры ее рассыпались в воздухе. Это был сигнал — путь свободен.

Михаил Громов дал газ, и самолет побежал. За величественным бегом самолета напряженно и взволнованно следили все — и участники экспедиции на Северный полюс, и ученые, и герои, и друзья, и родные летчиков, присутствовавшие при взлете. Громов спокойно вел быстро несущуюся машину, выжидая, пока она наберет достаточную скорость для взлета. С поразительным искусством и мастерством, плавно, без единого толчка Михаил Громов оторвал машину от земли. «Блестяще взлетел!» — послышались восклицания».

М. М. Громов, С. А. Данилин и А. Б. Юмашев перед стартом
М. М. Громов, С. А. Данилин и А. Б. Юмашев перед стартом

Вскоре после вылета «АНТ-25» попал в облака, и летчики вынуждены были продолжать путь вслепую. В 13 часов 21 минуту самолет прошел над островом Колгуевым.

«Под самолетом расстилалась чистая синяя вода Баренцева моря, — писал Громов. — Мы летели по направлению к Новой Земле. Ее стало видно за сотню километров. Приблизившись к ней километров на пятьдесят, мы впервые увидели картину необычайной красоты и таинственности. Издали Новая Земля выглядела, как залитый солнцем южный берег Крыма, с длинными песчаными косами очень яркого цвета, напоминавшими о крымском тепле».

Достигнув Новой Земли, самолет взял курс на остров Рудольфа. Снова пришлось набрать высоту и продолжать полет над облаками.

Надвигался циклон. Но самолет уверенно приближался к Земле Франца-Иосифа. В 22 часа он пролетел над островом Рудольфа. «Чувствовалось дыхание приближавшегося циклона, — писал Громов. — И вновь поползли темные полосы слоистых облаков, белые барашки кучевых...

В наших руках было единственное средство борьбы с циклоном — набор высоты. Мы твердо придерживались своего решения по возможности не отклоняться от графика и ни в коем случае не уходить в сторону. Только вперед, только по прямой».

Самолет летел на высоте 4000 метров, температура воздуха упала до 16 градусов ниже нуля. Пришлось лететь в облаках. Когда самолет стал покрываться тонкой коркой льда, Громов стал набирать высоту и, наконец, вышел из облаков. Вверху ярко светило солнце. Два циклона остались позади; самолет приближался к Северному полюсу.

13 июля в 3 часа 14 минут с борта корабля сообщили: «Подошли к полюсу. Высота 2700 метров. Путевая скорость 160 километров в час. Температура воздуха минус пять градусов. Самочувствие экипажа хорошее. Все в порядке».

За полюсом самолет вновь встретил циклон. Борьба с ним длилась только полчаса. Дальше самолет продолжал путь при ослепительном полярном солнце. Внизу лежали бесконечные ледяные поля, кое-где пересеченные трещинами. Вскоре самолет пролетел над островом Принс-Патрик, затем оставил за собой тундры Северной Канады и приблизился к Скалистым горам. Горы были закрыты облаками. Поднявшись на большую высоту, летчики пересекли горный хребет и в облаках продолжали полет на юг. Самолет стал обледеневать. Снизившись до высоты 350 метров, машина вышла из опасной зоны обледенения и, изменив немного курс к западу, скоро достигла берега Тихого океана в районе Сиэтла.

Всю ночь «АНТ-25» летел вдоль берега Тихого океана.

Маршруты трансарктических перелетов В. П. Чкалова и М. М. Громова
Маршруты трансарктических перелетов В. П. Чкалова и М. М. Громова

«Мы были сильно утомлены, — писал Громов. — Бензиновый счетчик давал весьма ободряющие показатели. Приблизившись к Сан-Франциско, мы увидели, что можем лететь дальше, и запросили другие аэродромы о готовности принять нас. В ответ получили неутешительные вести о том, что аэродромы Лос-Анжелоса и Сан-Диего будут утром закрыты туманом».

Бензина оставалось еще много, и летчики продолжали путь. Самолет прошел Сан-Франциско. Мировой рекорд дальности был побит, однако Громов, Юмашев и Данилин все еще продолжали полет. На рассвете самолет пересек Кордильеры, прошел над Сан-Джасинто и направился к Сан-Диего.

Вблизи лежала мексиканская граница. Это лишило летчиков возможности продолжать путь на юг для увеличения дальности полета. Вместе с тем последние аэродромы на юге Калифорнии и вся прибрежная полоса шириной в 50 километров вплоть до гор были закрыты предрассветным туманом. Поэтому летчикам пришлось вернуться обратно. Полчаса они кружили в воздухе, ожидая, что туман рассеется.

Выбрав единственную большую, но мало приспособленную площадку, Громов повел свою машину на посадку и через 62 часа 17 минут после старта благополучно приземлился в 5 километрах от селения Сан-Джасинто, немного южнее Лос-Анжелоса, «проведя весь перелет с предельно возможной четкостью, сумев достичь невиданной дальности беспосадочного полета, значительно превосходящей все известные в истории авиации рекордные перелеты на дальность», — как сообщала правительственная комиссия по организации и проведению беспосадочного перелета Москва — Северный полюс — Северная Америка.

Героическая тройка рапортовала Родине о результатах своего исторического перелета: «Докладываем, что побили два мировых рекорда на беспосадочный полет по прямой и по ломаной».

Этот замечательный перелет вызвал общее восхищение во всех странах мира. Газеты США отмечали, что рекорд полета на дальность имеет второстепенное значение по сравнению с той точностью, с какой был повторен перелет. Он свидетельствует об удивительном искусстве летчиков, о чудесной организации всего дела и о великолепной конструкции советских самолетов. «Арктика не представляет больше огромного таинственного пятна на земном шаре», — единодушно заявляли иностранные исследователи.

За свой замечательный перелет Громов был награжден медалью имени бывшего председателя Международной авиационной федерации де-ля Во, на которую дважды претендовал известный американский летчик и полярный исследователь Ричард Берд.

 

* * *

В смысле изучения условий аэронавигации в высоких широтах Арктики и в особенности в районе, расположенном между Северным полюсом и берегами Аляски, полеты Чкалова и Громова имели особое значение.

Благодаря полетам на Северный полюс советским пилотам удалось подробно изучить состояние льдов между Землей Франца-Иосифа и полюсом. Посадки на лед мощных самолетов, произведенные в разных местах этого района, определили возможность создания аэродромов на дрейфующих льдах. Оставался невыясненным вопрос о состоянии льда «по ту сторону полюса». На этот вопрос и ответили наблюдения, произведенные экипажами самолетов Чкалова и Громова над ледяным покровом между полюсом и Аляской. Летчики видели большие гладкие поля, пригодные для посадки, и вместе с тем выявили наличие открытой воды, существование полыней. Они зафиксировали величину и направление разводий и торосистых образований. Наблюдения над состоянием ледяного покрова, произведенные во время этих полетов, значительно расширили наши сведения о ледовом режиме Северного Ледовитого океана.

 

* * *

По возвращении на родину герои-летчики были отмечены высокими правительственными наградами.

Страна с большими почестями встретила своих бесстрашных сынов, которые на крыльях советских самолетов пронесли флаг нашей социалистической Родины через необъятные пространства, через моря, ледяные пустыни и высокие горы в Северную Америку.

Замечательные перелеты Чкалова и Громова вошли в летопись великих дел нашего века как свидетельство неиссякаемого мужества советских людей, их беззаветного служения делу науки, их героического труда на благо Советской Родины и всего человечества.