Научные высокоширотные экспедиции (1954—1955)


Высокоширотные экспедиции 1948-1950 годов и итоги деятельности станции «Северный полюс-2» дали возможность приступить к еще более широкой программе изучения Центральной Арктики.

Исследования Центральной Арктики в 1954-1955 годах достигли огромных, невиданных масштабов. В план этих исследований входили: детальное изучение глубин, гидрологического и ледового режима в районе хребта Ломоносова; обследование континентального склона в районе, расположенном к северу от острова Врангеля; систематическая разведка погоды с помощью «летающих обсерваторий»; изучение ледяного покрова центральной части Арктики путем специально организованной авиаразведки; наблюдение за дрейфующими «ледяными островами»; исследование ледников Советской Арктики; организация непрерывных многолетних гидрометеорологических наблюдений на двух вновь создаваемых дрейфующих научных станциях.

Программа научных исследований в 1954-1955 годах была значительно шире,-чем в прошлые годы, и выполнение ее каким-либо одним научно-исследовательским учреждением было просто невозможно. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, научные учреждения Академии наук СССР, Главная геофизическая обсерватория, Гидрометеослужба СССР и многие другие учреждения нашей страны принимали деятельное участие в подготовке экспедиции, разрабатывали планы и программы, готовили кадры и подбирали оборудование.

Лесопильные заводы и мастерские строили специальные теплые домики, удобные для работы и жилья на дрейфующих станциях; механические мастерские готовили приборы, аппаратуру и хозяйственный инвентарь; авиационные заводы переоборудовали самолеты для работы в арктических условиях.

Масштабы экспедиции 1954-1955 годов потребовали большого количества самолетов. Здесь были и четырехмоторные гиганты, занятые главным образом переброской грузов, и прекрасно зарекомендовавшие себя в многочисленных воздушных экспедициях машины типа «ИЛ-12», «ЛИ-2», «АН-2»; наконец, здесь впервые были применены вертолеты.

Антарктический Н-440 (Ил-12)
Антарктический Н-440 (Ил-12)

Появление вертолета в Арктике сыграло огромную роль в дальнейших исследованиях труднодоступных районов. Преимущество вертолета по сравнению с другими транспортными средствами заключается в том, что он может сесть в любую заранее намеченную точку, кроме того, он незаменим для переброски груза и для перебазирования станций. Нельзя забывать того, что как бы ни были прочны ледяные поля в Арктике, они всегда могут быть разрушены под влиянием гигантских сил сжатия, и в этом случае вертолет, в любой момент готовый подняться в воздух, может быстро перевезти и людей, и продовольствие, и оборудование в безопасное место.

Новые долговременные научные станции, созданные на дрейфующих льдах, являлись обсерваториями геофизического профиля с широким комплексом работ.

Выполнение мероприятий, связанных с проведением научных работ и высадкой дрейфующих станций, было весьма сложным делом; оно требовало четкой организации и большой оперативности. Создание промежуточных пунктов с запасами горючего и продовольствия, переброска значительного количества грузов и большого числа людей, организация четкого взаимодействия между отдельными звеньями, отрядами и самолетами, максимальное использование летных условий — все это требовало постоянного наблюдения и внимания со стороны руководства экспедицией.

В экспедиции участвовало большое количество людей: географы, океанографы, метеорологи, геофизики, актинометристы, ледоисследователи и аэрологи. Многие из них не раз участвовали в полярных экспедициях, зимовали на полярных станциях; среди них были и участники высокоширотных воздушных экспедиций и зимовок на дрейфующих льдах. Это были люди, вполне подготовленные и закаленные в борьбе с суровой природой Севера. Рядом с ними находилась молодежь, только что окончившая высшие учебные заведения, готовая отдать все свои силы и знания делу освоения Арктики.

Среди летного состава были прославленные полярные летчики, за многие годы своей работы в Арктике сроднившиеся с ней, хорошо изучившие ее капризы и достигшие большого мастерства в вождении самолетов в сложных арктических условиях. Командирами летных экипажей были назначены такие ветераны арктических воздушных экспедиций, как Герои Советского Союза И. П. Мазурук и М. В. Водопьянов, с именами которых связана первая воздушная экспедиция на Северный полюс; хорошо известные в нашей стране полярные летчики И. И. Черевичный, И. С. Котов, М. А. Титлов, В. Н. Задков, И. Г. Бахтинов, Ф. А. Шатров, В. И. Масленников, М. И. Козлов, М. Н. Каминский и другие. За плечами этих опытных полярных летчиков были сотни и тысячи часов полета над арктическими льдами и десятки посадок на лед в самых сложных метеорологических и ледовых условиях.

Многие из них участвовали во всех операциях и экспедициях в высоких широтах, в том числе и в организации дрейфующих станций. Вместе с ними в экспедиции принимали участие молодые летчики, штурманы, механики и бортрадисты, только что пришедшие осваивать воздушные пути Арктики.

Общее руководство экспедицией было возложено на В. Ф. Бурханова (Главное управление Северного морского пути), заместителем его по научной части был директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института В. В. Фролов, заместителем по авиации — М. Н. Моросанов.

Когда в Арктике наступило светлое и удобное для полетов время года и когда подготовка к экспедиции была закончена, самолеты из Москвы и Ленинграда двинулись на север. Они летели несколькими отрядами.

Первый отряд под руководством И. И. Черевичного должен был обеспечить высадку научных групп в районе хребта Ломоносова. Основными пунктами отправления этого отряда были остров Диксон и Земля Франца-Иосифа. Но ограничиться только этими базами было нельзя, так как пришлось бы тратить слишком много времени на полеты в места высадки научных групп. Для большего удобства и экономии времени на подступах к Северному полюсу были организованы промежуточные пункты. Специальные транспортные самолеты доставляли сюда с основных баз, находящихся на материке, бензин и продовольствие, не отвлекая для этого дела машины, предназначенные для научных исследований.

Научное руководство работами отряда И. И. Черевичного осуществлял М. Е. Острекин, участник многих воздушных высокоширотных экспедиций; в состав научной группы этого отряда входил географ и океанограф Я. Я. Гаккель, неоднократно участвовавший в подобных экспедициях; здесь был геофизик Е. К. Федоров, один из первых исследователей района Северного полюса, входивший в состав дрейфующей станции «Северный полюс-1». Кроме того, в числе участников научной группы отряда И. И. Черевичного находились молодые океанографы A. Л. Соколов и 3. М. Гудкович, которые уже имели опыт работы в таких экспедициях.

Научные работы этого отряда были сосредоточены главным образом в районах, прилегающих к Северному полюсу. В районе, расположенном ближе к острову Врангеля, где путем частых посадок на лед предполагалось обследовать границу материковой отмели, работал специально выделенный самолет, пилотировавшийся В. И. Масленниковым; на борту самолета находилась научная группа в составе океанографов А. Г. Дралкина, М. В. Извекова и штурмана Б. И. Иванова, в прошлом много занимавшегося вопросами океанографии.

Продолжить чтение