Советская воздушная экспедиция в район "полюса относительной недоступности" (1941)


Вскоре после возвращения воздушной полюсной экспедиции 1937 года в Москву О. Ю. Шмидт писал: «Опыт нашей экспедиции показал, что возможности самолета как орудия исследования значительно выше, чем предполагалось. Наряду с возможным повторением высадки на лед такой станции, как папанинская, на полюсе или в другом месте Центрального Полярного бассейна Арктики, можно будет широко применять временные посадки самолета на льдину для производства научных работ в течение нескольких дней или недель. Такая летучая обсерватория сможет в один сезон поработать в разных местах Арктики. Например, высадившись у «полюса недоступности», в море Бофорта или в других местах, обсерватория может дать цельную картину во всей Арктике.

И. И. Черевичного на ледяном поле
И. И. Черевичного на ледяном поле

В частности, этим путем легче всего решить вопрос о циркуляции в Арктике, о течениях и о балансе обмена вод Ледовитого океана и Атлантики. Выгода этого метода состоит в том, что самолет можно послать в ту именно точку, изучение которой особенно нужно для данной конкретной научной задачи. Притом полеты можно повторять в случае сезонного хода явлений по временам года. А что самолет сумеет сесть в показанном ему районе, в этом теперь уже не может быть сомнения. Новые типы самолетов, изготовленные нашей страной, имея больший радиус действия и большую скорость, чем те, которыми мы сейчас воспользовались, прекрасно решат эту задачу».

Прошло несколько лет, и идея О. Ю. Шмидта была претворена в жизнь. В 1941 году была организована советская воздушная высокоширотная экспедиция, целью которой было изучение одного из северо-восточных районов Центральной Арктики, в течение многих лет остававшегося совершенно не исследованным.

Экспедиция была осуществлена на мощном четырехмоторном самолете «Н-169» под командованием летчика И. И. Черевичного. Вторым пилотом был М. Н. Каминский. Кроме них, в экспедиции участвовали штурман В. И. Аккуратов, бортрадист А. А. Макаров, бортмеханики Д. П. Шекуров, В. П. Барукин и А. Я. Дурманенко; на борту самолета находились научные сотрудники — М. Е. Острекин (астроном-магнитолог), Н. Т. Черниговский (метеоролог) и Я. С. Либин (гидролог). Общее руководство экспедицией было возложено на Я. С. Либина.

5 марта самолет покинул Москву и в тот же день приземлился на аэродроме Архангельска. 6 марта он был уже в Амдерме, откуда в тот же день перелетел в устье реки Кары. 7 марта самолет экспедиции вылетел из Усть-Кары и через пять часов опустился на мыс Желания, откуда перелетел сперва в бухту Тихую (Земля Франца-Иосифа), а затем — на остров Рудольфа. Неблагоприятная погода задержала самолет на несколько дней. Только 14 марта И. И. Черевичный поднял самолет в воздух и взял курс на остров Врангеля, который был избран основной базой для полета в глубь Арктики. Посетив мыс Челюскина, мыс Косистый и остров Котельный, самолет «Н-169» 20 марта приземлился в бухте Роджерс (остров Врангеля). Здесь экипаж самолета начал тщательно готовиться к полетам в район «полюса относительной недоступности».

Самолеты на полюсе
Самолеты на полюсе

Погода мало благоприятствовала полетам; две недели она продержала самолет в бухте Роджерс. 2 апреля он, наконец, стартовал, взяв курс на север. Пройдя более 1000 километров к северу от острова Врангеля и выбрав на 81°27' северной широты и 178° восточной долготы большое ровное ледяное поле, И. И. Черевичный совершил первую посадку. По существу самолет «Н-169» представлял собой летающую лабораторию, оборудованную аппаратурой, необходимой для выполнения метеорологических, гидрологических, магнитных, актинометрических и других научных наблюдений. Едва самолет опустился на льдину, как научные работники экспедиции приступили к наблюдениям. Измерения глубины океана производились с помощью специальной глубоководной лебедки; первые же измерения показали глубину 2657 и 2427 метров. Самолет пробыл на льдине четыре дня. За это время были выполнены гидрологические, магнитные, астрономические, гравиметрические и анктинометрические наблюдения. Регулярно передавались на материк метеорологические сводки; самолет установил непосредственную бесперебойную радиотелефонную связь с островом Врангеля и Большой Землей. Работы затруднялись тем, что температура воздуха достигала 30-33 градусов ниже нуля.

7 апреля, закончив работы, экспедиция покинула дрейфующую льдину и возвратилась на базу — в бухту Роджерс. Второй вылет состоялся 13 апреля, когда «Н-169» после шестичасового полета совершил удачную посадку на покрытую жесткими застругами льдину, дрейфующую в районе 78°26' северной широты и 176°10' восточной долготы. Глубина в этом месте оказалась 1856 метров. Интересно отметить, что в районе посадки самолета видели белого медведя, заметили свежие следы песца, — и это на расстоянии более 1000 километров от суши.

Маршруты экспедиции на самолете «Н-169»
Маршруты экспедиции на самолете «Н-169»

И на этот раз научные работники успешно выполнили свои наблюдения. 17 апреля самолет покинул место стоянки и в тот же день возвратился на базу.

Третий полет вглубь Северного Ледовитого океана был 23 апреля. Условия его были более сложными, чем при первых маршрутах. Стояла сплошная облачность, вследствие чего самолету пришлось идти на высоте 150-200 метров. Прибыв к намеченному месту посадки, И. И. Черевичный целых два часа искал подходящую льдину. Посадка была совершена на 80° северной широты и 170° западной долготы. Глубина в этом месте оказалась 3370 метров.

Пребывание на льдине продолжалось шесть дней. За это время участникам экспедиции удалось выполнить метеорологические, магнитные, астрономические и гравиметрические наблюдения и наблюдения над дрейфом льдов.

5 мая «Н-169» покинул остров Врангеля и 11 мая прибыл в Москву. За время экспедиции «Н-169» прошел около 26 тысяч километров.

Во время полета было обследовано состояние льдов на огромной площади в высоких широтах Арктики; были измерены глубины, определены течения, элементы земного магнетизма в труднодоступных и малоизвестных районах.

Воздушная высокоширотная экспедиция на самолете «Н-169» знаменовала собой новый этап в развитии методов освоения Арктики. Используя мощный самолет в качестве транспортного средства и превратив его в летающую лабораторию, советские полярные летчики и ученые добились отличных результатов. В дальнейшем этот способ был с успехом применен в огромных масштабах для изучения центральной части Северного Ледовитого океана.