Воздушная экспедиция Ричарда Берда (1926)


Воздушная экспедиция Ричарда Берда (1926)

Летом 1926 года в Кингсбей, на Шпицбергене, был доставлен самолет «Жозефина Форд» американского летчика Ричарда Берда. Это была небольшая двухместная машина системы «Фоккер» длиной 13 метров, с расстоянием между концами крыльев 19 метров; средняя скорость, развиваемая самолетом, составляла 192 километра в час.

На этом самолете Берд решил достичь Северного полюса и попутно обследовать район между Шпицбергеном и полюсом. Две первые попытки подняться в воздух окончились неудачно.

Ричард Берд
Ричард Берд

Первый раз самолет зарылся в снег, сломал лыжи и чуть не опрокинулся. Вторая попытка из-за перегруженности машины едва не окончилась катастрофой.

Только 9 мая самолет благополучно поднялся в воздух. На борту самолета, кроме Берда, находился его спутник Флойд Беннетт.

Груз, взятый ими с собой, весил около 4500 килограммов. Сюда входили большой запас горючего, продовольствие на два-три месяца, примусы, палатка, резиновая лодка и прочее полярное снаряжение. В случае неудачи Берд предполагал добраться до Гренландии.

«Жозефина Форд» пролетела над Шпицбергеном, вышла в Северный Ледовитый океан и приблизилась к кромке льдов.

«У меня и у Беннетта мелькнула мысль, — писал впоследствии Берд, — вернемся ли мы когда-нибудь на этот остров, который связан с воспоминаниями о столь многих неудачных полетах к полюсу».

Самолет Берда строго держал путь на север по 11° восточной долготы. Далеко позади осталась свободная ото льда вода. Самолет летел над бесконечными ледяными пространствами. Большие гладкие поля, удобные для посадки самолета, встречались среди ледяных нагромождений не чаще, чем оазисы в пустыне; изредка попадались трещины и полыньи. Уже неподалеку от полюса в масляном резервуаре появилась течь. Предполагая, что мотор может отказать, Беннетт предложил опуститься на лед. Но Берд предпочел сперва достичь полюса.

9 мая в 9 часов 02 минуты Берд пронесся над полюсом, описал круг над ним, сделал несколько астрономических определений и в 9 часов 15 минут повернул обратно. Мотор по-прежнему продолжал работать исправно; Берд и Беннетт, сменяя друг друга у руля, вели теперь свой самолет на юг.

Пробыв 14 часов 40 минут в воздухе при идеальных метеорологических условиях, самолет благополучно достиг Шпицбергена и опустился на аэродроме в Кингсбее. Первым поздравил летчиков с их замечательным успехом находившийся в то время в Кингсбее Руал Амундсен.

Р. Амундсен поздравляет Р. Берда
Р. Амундсен поздравляет Р. Берда

«Спуск произошел так плавно и так хорошо был рассчитан, что машина остановилась как раз на том самом месте, которое она покинула утром, — описывал встречу Амундсен. — Немногим удалось подбежать к аэродрому, но мы все успели подхватить на руки и вытащить из машины обоих храбрецов и прокричать им громкое «ура». Никто из нас не спросил: «Были ли вы на полюсе?». Это само собой подразумевалось, судя по тому времени, которое они провели в пути. Мы совершенно точно знали, что обоим летчикам хотелось больше всего другого — отправиться на борт своего судна и лечь спать. Шестнадцать часов нервного напряжения достаточно для того, чтобы свалить с ног самого сильного человека».

Во время полета Берд выяснил, что между Шпицбергеном и полюсом никаких земель и островов не существует. Никаких других научных результатов этот полет не дал, да и не мог дать, так как экспедиция преследовала исключительно спортивные цели.