Дрейфующая станция «Северный полюс-6» (1956—1959)


Еще в начале 1956 года было ясно, что станцию «Северный полюс-5» придется эвакуировать либо в середине года, либо несколько позже. Чтобы продолжить исследования в Центральной Арктике одновременно в двух пунктах, было решено организовать новую станцию в восточном районе Арктики. Выполнение этой операции возлагалось на воздушную высокоширотную экспедицию 1956 года. Поиски льдины достаточной прочности и размеров были поручены одному из летных отрядов, которым руководил М. А. Титлов.

Сначала предполагалось организовать станцию в районе 81° северной широты и 170° западной долготы, вблизи места, где была снята станция «Северный полюс-2», чтобы иметь данные для проверки ранее полученных результатов. Однако найти подходящее ледяное поле для устройства станции в этом районе не удалось; обследовать пришлось более обширный район. После тщательных десятидневных поисков такая льдина была найдена. Она находилась к северу от острова Врангеля на 74°27' северной широты и 177°04' восточной долготы. Это был «ледяной остров» удобный для устройства научно-исследовательской станции.

План «ледяного острова» станции «Северный полюс-6»
План «ледяного острова» станции «Северный полюс-6»

5 апреля на этом «ледяном острове» была совершена первая посадка самолетов. Выяснилось, что «остров» имеет 13 километров в длину и 9 километров в ширину; бурение показало, что толщина его не меньше 10 метров. Решили устраивать станцию на этом «острове».

Вскоре один за другим сюда начали прибывать самолеты с материка и со станции «Северный полюс-5». Они доставляли личный состав, домики и строительные материалы, продовольствие, горючее, научное оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и все необходимое для работы в течение нескольких лет. Уже тогда намечалось, что эта научная база будет одной из крупных арктических станций, выполняющих работу по программе Международного геофизического года.

В напряженном и организованном труде шел день за днем. Лагерь рос, развертывалась научная работа. Начало ей положили метеорологи, обеспечивающие бесперебойную работу авиации. Вслед за ними приступили аэрологи, которые вместе с метеорологами организовали аэродромную службу, затем — океанографы, геофизики и другие специалисты.

Первый месяц пребывания на «ледяном острове» ушел целиком на организацию станции. К 19 мая здесь уже стояло 18 домиков и 18 палаток. В них разместили сотрудников станции, оборудование лабораторий и научные пункты. Некоторые из них были приспособлены под различные службы, склады и технические помещения.

Новая станция «Северный полюс-6» должна была проводить главным образом метеорологические, актинометрические, аэрологические и океанографические наблюдения. Для этой цели на станции было оставлено 25 человек во главе с К. А. Сычевым.

Прежде всего были обследованы «ледяной остров», на котором обосновалась станция, и прилегающие к нему дрейфующие льды. «Остров» имел форму треугольника с округленными в результате длительного дрейфа и трения о другие льдины углами. Площадь его составляла 65 квадратных километров. Местами «остров» окружали паковые льды, полоса которых была шириной до 300 метров. Поверхность этих льдов была бугристой, толщина пакового льда колебалась от 2,5 до 3,7 метра. По всему было видно, что они дрейфуют в Центральной Арктике, с «островом» уже много лет.

К.А. Сычев
К.А. Сычев

Примыкавший к «ледяному острову» торосистый паковый лед напоминал припай, на котором были следы частых трещин, каналов и разводий. Замерзая, эти каналы и разводья превращались в участки ровного льда, которые были удобны для посадки самолетов. В период организации станции на одной из таких ровных льдин была устроена посадочная площадка. За сплошными лаковыми льдами, окружавшими «ледяной остров», располагались дрейфующие льды различной сплоченности.

«Ледяной остров» возвышался над уровнем воды от 40 до 268 сантиметров. Толщина его в районе станции колебалась от 6,7 до 11,6 метра. Поверхность «острова», после того как с него сошел снег, оказалась пересеченной большим количеством ручьев и речек. «Остров» был испещрен трещинами шириной до одного метра.

По некоторым из них сбегала в океан талая вода.

На поверхности «ледяного острова», особенно в устьях речек, часто встречались илистые отложения, местами — песок темного и и желтого цвета. Вследствие этого таяние «острова» летом было интенсивным. Температура льда даже в период сильного таяния оставалась очень низкой. Так, например, измерения 4 июля 1956 года показали, что когда на поверхности было минус 0,4 градуса, на глубине 155 сантиметров отмечалось минус 4,7 градуса.

На основании полученных данных можно было предположить, что «ледяной остров» принесен сюда вместе с дрейфующими льдами из района Канадского Арктического архипелага.

Дрейф станции «Северный полюс-6» оказался исключительно сложным и разнообразным. «Ледяной остров» описывал замысловатые петли и зигзаги, во многих местах пересекая свой собственный путь.

В течение апреля и мая 1956 года станция под влиянием северо-восточных и юго-восточных ветров двигалась на запад — северо-запад, как и следовало ожидать. Но в начале июня на 176-м меридиане восточной долготы «ледяной остров» резко изменил направление на обратное и в середине июля был недалеко от места начала дрейфа, затем стал перемещаться на северо-запад. Но это продолжалось недолго. Пройдя всего лишь 18-20 километров, «остров» описал несколько петель, повернул на юг и вышел на первоначальный путь.

Начиная с середины июля, он снова стал дрейфовать на запад — северо-запад по уже пройденному маршруту, местами отклоняясь то на север, то на юг. В середине сентября «ледяной остров» под влиянием западных и северо-западных ветров стал перемещаться в юго-восточном направлении, но через 10 дней круто повернул обратно и с большой скоростью стал уходить на северо-запад.

26 октября станция достигла наиболее северной точки своего дрейфа в течение первого года — 76°24' северной широты и 171°30' восточной долготы. Можно было предполагать, что здесь она попадет в генеральный западный дрейф льда. Но в результате северо-западных ветров «ледяной остров» сперва повернул на юго-восток, а потом на восток. С 1 ноября он стал перемещаться в юго-восточном направлении, описал несколько сложных петель уже на пройденном участке, расположенном между 75°30' - 75°45' северной широты и 173 - 175° восточной долготы.

Станция «Северный полюс-6»
Станция «Северный полюс-6»

В результате сильных северных ветров станция продвинулась далеко на юг и в конце 1956 года находилась на 74°39' северной широты и 176°44' восточной долготы. Отсюда после смены ветров она снова стала перемещаться в северо-западном направлении. В конце января «ледяной остров» оказался в районе, где находился почти два месяца тому назад, и стал описывать сложные петли около 75°45' северной широты и 174° восточной долготы. Насколько сложен и извилист был путь в этом районе, видно по тому, что за два последующих месяца станция по генеральному направлению (северо-запад) прошла всего 28 километров, тогда как весь пройденный за это время путь составлял около 350 километров.

Начиная с конца марта станция стала быстро передвигаться в северо-западном направлении и в конце первого года своего существования находилась на 75°39' северной широты и 171°5' восточной долготы.

Скорость движения «ледяного острова» в течение года была неравномерной: от 5 километров в феврале до 9,1 километра в октябре в сутки.

Коэффициент извилистости дрейфа оказался очень большим. Если длина пройденного за год пути составляет 2588 километров, то равнодействующая (между начальной и конечной точками дрейфа) не превышает 360 километров. Средняя скорость перемещения составляет 7 километров в сутки, в то время как по равнодействующей она достигает только 1 километра.

Несмотря на сложный дрейф, обусловленный частыми и резкими изменениями направления ветра, что обычно вызывает сильные сжатия льдов, «ледяной остров» в течение всего года оставался крепким и надежным. Поэтому жизнь и работа на дрейфующей станции «Северный полюс-6» проходила в более спокойных и благоприятных условиях, чем на других станциях.