Дрейфующая станция «Северный полюс-7» (1957—1959)


Воздушная высокоширотная экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института весной 1957 года должна была снять дрейфующую станцию «Северный полюс-4», произвести смену личного состава станции «Северный полюс-6», установить в различных районах Центральной Арктики радиовехи системы инженера Ю. К. Алексеева для изучения дрейфа льдов и автоматические метеорологические станции. Кроме того, на нее возлагалась авиаразведка льдов в Центральной Арктике, проведение океанографических исследований, а также организация новой станции «Северный полюс-7». Экспедицией руководил М. М. Никитин, который до этого участвовал в воздушных высокоширотных экспедициях и дважды работал на Дрейфующих станциях. Авиацией экспедиции командовал опытный полярный летчик И. С. Котов.

В экспедиции участвовало 268 человек. Она располагала 17 самолетами и одним вертолетом, который предназначался для станции «Северный полюс-7».

Как и в прошлые годы, экспедиция была разделена на несколько отрядов. Первый отряд (командир Б. С. Осипов), в состав которого входили 6 самолетов «ИЛ-12», самолет «ТУ-4», самолет «АН-2» и вертолет, должен был найти подходящее ледяное поле для станции «Северный полюс-7». На второй отряд (командир В. И. Масленников), в составе которого имелось два самолета «ЛИ-2» на лыжах, возлагалась доставка грузов для дрейфующей станции; он должен был также принять участие в поисках ледяного поля для новой дрейфующей станции. На третий отряд, в котором было четыре самолета «ЛИ-2» на лыжах, возлагались установка радиовех и автоматических метеорологических станций и выполнение попутных океанографических работ. Этот отряд состоял из двух групп, одной из которых (командир М. П. Ступишин) поручалась эвакуация станции «Северный полюс-4».

Станция «Северный полюс-7»
Станция «Северный полюс-7»

В середине марта подготовка экспедиции была закончена, и из Москвы на север вылетел первый отряд.

Вследствие неблагоприятных метеорологических условий экспедиции пришлось затратить много времени на поиски льдин и устройство посадочных площадок. С большим трудом устанавливали радиовехи и метеорологические станции.

Первый полет в поисках льдины состоялся 4 апреля. Положительных результатов он, однако, не дал.

Район создаваемой станции отстоял очень далеко от взлетно-посадочных площадок на материке. Необходимо было организовать на дрейфующих льдах промежуточную посадочную площадку, которая была открыта 9 апреля на 80°45' северной широты и 167°15' восточной долготы.

Только 16 апреля после ряда полетов на 82°04' северной широты и 164°10' западной долготы было обнаружено пригодное для устройства станции ледяное поле. Оно находилось недалеко от того места, где в свое время закончила дрейф станция «Северный полюс-2». Это представляло большой научный интерес, так как появилась возможность проверить, насколько устойчив в этом районе антициклональный дрейф льдов, который был определен на основании дрейфа остатков станции «Северный полюс-2». Решили открыть здесь новую научно-исследовательскую станцию. Многолетнее ледяное поле имело 2,5 километра в длину и 2,3 — в ширину. Толщина его достигала 3 метров. В 22 километрах от нее был организован вспомогательный ледяной аэродром, и вскоре туда начали доставлять грузы.

Радиовеха и автоматическая метеорологическая станция на дрейфующих льдах
Радиовеха и автоматическая метеорологическая станция на дрейфующих льдах

Наряду со строительством развертывались научные работы. 24 апреля была установлена радиостанция, и в эфир пошла первая радиограмма.

1 мая состоялось официальное открытие станции. На нее, как и на другие дрейфующие станции, возлагался большой объем работ. Новым в плане научных работ было выполнение наблюдений по программе Международного геофизического года.

Организация станции шла довольно медленно, так как условия для работы авиации были неблагоприятными. В конце мая организация новой станции была закончена.

Эвакуация станции «Северный полюс-4» прошла успешно. Она была полностью доставлена сперва на полярную станцию Нагурская, а потом на материк. Вся эта работа была выполнена за 18 дней тремя самолетами.

В более благоприятных условиях протекала смена зимовщиков станции «Северный полюс-6». 18 апреля смена была закончена, и станция начала, так же как и «Северный полюс-7», работать по программе Международного геофизического года.

Отряд по расстановке радиовех и автоматических метеорологических станций вылетел из Ленинграда 27 апреля. В состав его входили: конструкторы Ю. К. Алексеев, Д. А. Низяев, В. М. Сарри, метеоролог А. М. Воскресенский, гидрологи В. Н. Щербинин, И. П. Романов и механики.

Работа этого отряда началась 28 апреля с разведочного полета в одну из точек, где намечалась установка автоматической станции. Здесь было тщательно проверено все оборудование, необходимое при установке станции. Затем самолеты перелетали из одной точки в другую и устанавливали радиовехи, автоматические метеорологические станции либо то и другое вместе. Их распределили на огромной площади от Гренландии до берегов Чукотского полуострова, включая район Северного полюса. Всего было установлено 11 радиомаяков и 14 дрейфующих автоматических метеорологических станций (ДАРМС). Находясь на значительном расстоянии от берега, они регулярно сообщали по радио сведения о температуре воздуха, давлении, скорости и направлении ветра и влажности.

В. А. Ведерников
В. А. Ведерников

Группа океанографов экспедиции вместе с океанографами станции «Северный полюс-6» провела наблюдения над течениями, температурой, соленостью и дрейфом льдов в районе этой станции.

Большая работа была проведена ледовой разведкой экспедиции, выполнившей разносторонние наблюдения над ледяным покровом.

В начале июня воздушная высокоширотная экспедиция закончила работы в Арктике и вернулась в Москву...

Организованная весной 1957 года станция «Северный полюс-7» должна была в связи с работами по программе Международного геофизического года не только продолжить исследования, которые выполнялись в Центральной Арктике на других станциях, но и несколько расширить их, в особенности по аэрологии и -актинометрии. По метеорологии, помимо регулярных наблюдений, намечалось проведение широкого комплекса актинометрических исследований; выпуск радиозондов увеличивался до четырех раз в сутки; большое место отводилось наблюдениям над состоянием ионосферы. По несколько сокращенной программе проводились океанографические наблюдения.

В составе станции было 16 человек под руководством В. А. Ведерникова. Она имела в своем распоряжении вертолет.

Не успела станция развернуть работы по устройству лагеря, как пришлось переселяться на другое ледяное поле: появилось несколько трещин и образовались гряды торосов. Новая льдина была найдена на расстоянии 6 километров. Здесь выбрали место для лагеря и приступили к устройству станции.

К концу апреля организацию станции в основном закончили и развернули научную работу. Но в первых числах мая вблизи лагеря прошла большая трещина, ледяное поле раскололось пополам. В середине мая поломало ближайшую посадочную площадку, и пришлось создавать новую в 32 километрах от лагеря. Отсюда все грузы, которые еще продолжали поступать, доставлялись в лагерь вертолетом и небольшим самолетом. В конце мая снабжение станции было закончено полностью.

Продолжить чтение