Полет М. А. Титлова на Северный полюс (1945)


Полет М. А. Титлова на Северный полюс  (1945)

В начале октября 1945 года шестнадцатое по счету посещение Северного полюса было осуществлено советским летчиком М. А. Титловым на обычном транспортном сухопутном двухмоторном самолете «Н-331». В полете принимали участие штурман В. И. Аккуратов, - бортмеханик Д. П. Шекуров, радист С. А. Наместников, научный сотрудник М. М. Сомов и корреспондент «Правды» С. И. Бессуднов.

Основной задачей этого полета являлись осенняя посленавигационная ледовая разведка на трассе Северного морского пути, а также попутное обследование состояния льда в центральной пасти Северного Ледовитого океана по маршруту Северная Земля — Северный полюс — Новосибирские острова.

Обследование ледяного покрова в районе полюса представляло значительный интерес для выяснения общей картины состояния льда и прогноза ледовой обстановки на трассе Северного морского пути.

Полету предшествовала тщательная подготовка. Особенно тщательно было подобрано экспедиционное оборудование и снаряжение.

На борту самолета имелось все необходимое для продолжительного пребывания на льду на случай, если бы самолету пришлось совершить вынужденную посадку.

Карта полетов на полюс (до 1945 г. включительно)
Карта полетов на полюс (до 1945 г. включительно) (нажмите для увеличения)

Особое внимание, уделялось навигационному оборудованию, так как большая часть полета должна была происходить в условиях полярной ночи. Подготовка экспедиции и испытание самолета происходили в Москве.

29 сентября самолет поднялся в воздух и, пройдя по маршруту Москва — Архангельск — Амдерма — Дудинка, 30-го к вечеру благополучно приземлился на берегу мыса Косистый. Пунктом отправления был намечен мыс Челюскина. Сюда передобросили запасы горючего, и 2 октября нагруженный до отказа самолет М. А. Титлова поднялся в воздух и взял курс на север. Несмотря на неблагоприятные условия (сильно перегруженный самолет и боковой ветер), старт был проведен мастерски, и через несколько минут после взлета самолет находился у Северной Земли.

Полет вдоль восточных берегов Северной Земли происходил при сильном встречном ветре и низкой облачности. Временами для наблюдения за льдами самолет снижался до бреющего полета.

Через 2 часа 25 минут полета самолет был у мыса Арктического, откуда М. А. Титлов взял курс на Северный полюс. На 85°40' северной широты самолет пересек границу паковых льдов и продолжал полет над сильно всторошенными льдами, среди которых наблюдались большие пространства чистой воды. Условия полета оставляли желать много лучшего. Временами приходилось пересекать снегопады; облака непроницаемой пеленой закрывали все небо, самолет не раз обледеневал.

В 6 часов 56 минут самолет «Н-331» был на Северном полюсе. В районе полюса простирались огромные поля тяжелого пакового льда, пересеченного множеством полыней, разводий и каналов.

В. Аккуратов, М. Титлов и бортрадист А. Челышев после ночного полета на Северный полюс.
В. Аккуратов, М. Титлов и бортрадист А. Челышев после ночного полета на Северный полюс.

В 7 часов М. А. Титлов взял курс на мыс Анисий (остров Котельный), намереваясь пересечь обширные, никем еще не посещавшиеся районы, расположенные на этом пути. Пройдя Новосибирские острова, самолет благополучно приземлился в устье реки Индигирки.

В общей сложности самолет «Н-331» пробыл в полете без посадки 15 часов 30 минут, пройдя 4360 километров.

Во время этого полета был собран весьма интересный материал о состоянии льда на огромной площади центральной части Арктики в осенний период.

С этих пор посещение советскими самолетами высоких широт Северного Ледовитого океана с целью систематических наблюдений над состоянием льда стало обычным делом.