Советские воздушные высокоширотные экспедиции (1948—1950)


Новый этап в изучении природы центральной части Северного Ледовитого океана начался в 1948 году. В 1948, 1949 и 1950 годах Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом с целью исследования Арктического бассейна были организованы крупные воздушные научные высокоширотные экспедиции. Экспедициями руководил А. А. Кузнецов, заместителем по научной части был начальник отдела геофизики института М. Е. Острекин. В экспедициях участвовало более десятка самолетов, часть которых была превращена в летающие лаборатории, оборудованные в соответствии с требованиями современной науки.

Подвижные научные группы, состоявшие из океанографов, геофизиков, метеорологов, ледоисследователей и аэрологов, высаживались в самых отдаленных и труднодоступных районах Арктики с целью научных наблюдений.

Ценность этих наблюдений заключалась не только в том, что они производились в районе «белых пятен», но и еще больше в том, что они выполнялись одновременно, а это позволяло более глубоко изучать гидрометеорологические процессы и геофизические явления.

Значительно расширился и круг научных наблюдений.

Для того чтобы использовать новый метод исследований наиболее эффективно, необходимо было разработать специальные портативные научные приборы и аппаратуру. В этих целях были сконструированы особые легкие моторные лебедки для измерения глубин и производства океанографических наблюдений. Их легко можно было вытащить из самолета на лед, установить и пустить в работу. Советские конструкторы и инженеры создали новые оригинальные самопишущие приборы для изучения течений, магнитные самописцы, которые с успехом заменили собой сложную и громоздкую аппаратуру, применяемую на обычных магнитных обсерваториях, и целый ряд других приборов, облегчающих труд исследователей в полярных условиях.

Поскольку при этом методе исследования Центральной Арктики ученым приходилось подолгу оставаться на дрейфующих льдах, были разработаны и изготовлены легкие и удобные предметы лагерного оборудования.

Так, конструктором С. А. Шапошниковым были созданы новые палатки. Они имеют жесткий каркас полусферической формы из дюралевых труб; сверху каркас обтягивается плотной черной тканью.

С каждым годом совершенствуется техника посадки самолетов на лед. Наши летчики достигли большого мастерства: самолеты, как правило, всегда садились в заранее намеченных точках и без аварий. Одновременно улучшались и методы наблюдений.

За годы работы воздушных высокоширотных экспедиций во многих пунктах были измерены глубины центральной части Северного Ледовитого океана, что дало новое представление о рельефе дна; были получены новые данные о течениях и дрейфе льда, распределении температуры воды; выяснены условия распространения теплых атлантических вод, распределение элементов земного магнетизма и т. д.

Эти экспедиции сделали ряд замечательных открытий. Одно из самых важных — открытие подводного хребта, существование которого было предсказано советскими учеными. Это открытие заслуживает особого внимания, так как благодаря ему значительно изменились наши представления о природе Центральной части Арктики.

Подводный хребет, получивший название хребта Ломоносова, проходит от Новосибирских островов к берегам Гренландии и делит глубоководную часть Арктического бассейна на два района, гидрологические, ледовые и биологические условия которых заметно отличаются друг от друга. Открытие хребта Ломоносова проливает свет на происхождение Северного Ледовитого океана и подтверждает высказанное еще раньше некоторыми учеными предположение о соединении в древние времена Американского континента с Евразийским.