Зарубежные исследования Центральной Арктики (1945—1958)


После второй мировой войны большой интерес к изучению Арктики, в том числе центральной части Северного Ледовитого океана, стали проявлять многие капиталистические государства (Соединенные Штаты Америки, Англия, Канада и др.)- В ряде стран были созданы специальные научные организации по исследованию арктических районов (Арктический институт Северной Америки в Монреале с филиалом в Нью-Йорке, Британский полярный институт имени Скотта, Полярный географический институт в Италии, Полярный институт в Норвегии и др.).

Начало этим исследованиям положила английская воздушная экспедиция в район Северного полюса. В ее план входило изучение поведения аэронавигационных приборов в высоких широтах Арктики; производство магнитных и метеорологических наблюдений; изучение состояния льда в центральной части Северного Ледовитого океана с целью определения возможности организации авиабаз на дрейфующих льдах; наблюдения над состоянием человеческого организма в условиях арктических полетов.

Полет был осуществлен на специально оборудованном четырехмоторном бомбардировщике типа «Ланкастер». Самолет назвали «Эриис», что в переводе на русский язык означает «Знак Зодиака».

В полете участвовал полковник Д. С. Маккинли — начальник экспедиции и командир корабля, А. Г. Хаггер — второй пилот, Е. В. Андерсон и С. Т. Эндервуд — штурманы самолета, К. С. Макклюр — метеоролог, Р. Г. Винфилд — физиолог и два радиста.

10 мая 1945 года самолет «Эриис» перелетел из Шоубэри (Англия) в Рейкьявик (Исландия). После тщательной подготовки и проверки 15 мая он поднялся в воздух и взял направление на север. Однако первая попытка достичь полюса оказалась неудачной, так как у восточных берегов Гренландии самолет попал в сплошную облачность, вызвавшую сильное обледенение. «Эриис» вынужден был повернуть на юг; пробыв 9 часов в полете, он вернулся в Рейкьявик.

Через два часа, пополнив запасы горючего, «Эриис» снова поднялся в воздух и, пытаясь обойти туман, взял курс на восток. Встретив и здесь весьма неблагоприятные метеорологические условия, Маккинли с трудом пробился сквозь туман и взял курс на север, придерживаясь восточных берегов Гренландии. 17 мая, в 2 часа, самолет был над Северным полюсом; сделав круг и сбросив национальный английский флаг, он лег на обратный курс. Через 18 часов 45 минут после второго старта «Эриис» благополучно приземлился на аэродроме в Рейкьявике, покрыв во время перелета расстояние в 5728 километров.

Весь полет проходил в довольно сложных метеорологических условиях. Временами самолет приходилось поднимать на большую высоту. Летчики по нескольку часов сидели в кислородных масках.

Из научных наблюдений, выполненных экспедицией во время полета, особый интерес представляли магнитные наблюдения.

Англичане пришли к выводу, что северный магнитный полюс лежит не на полуострове Бутия, как это считалось до последнего времени, а среди островов Свердрупа — приблизительно на расстоянии 2400 километров от географического полюса и в 800-900 километрах от «старого» магнитного полюса.

Летом 1946 года Соединенные Штаты Америки организовали два больших перелета бомбардировщиков типа «Б-29». Первый из них совершил беспосадочный полет по маршруту: Фербенкс — Северный полюс — Фербенкс; второй — перелет по маршруту: Гонолулу (Гавайские острова) — Джюно (Аляска) — северная оконечность Гренландии — Лондон — Форджио (Италия) — Каир.

С марта 1947 года над центральной частью Северного Ледовитого океана проводятся регулярные метеоразведывательные полеты на специально приспособленных для этой цели бомбардировщиках типа «Б-29». Сперва эти полеты выполнялись по маршруту: Эйлсон (вблизи Фербенкса на Аляске) — Аклавик (устье реки Маккензи) — остров Принс-Патрик —Северный полюс — мыс Барроу (Аляска) — Фербенкс. В последнее время была проложена новая трасса: Фербенкс — мыс Хоп (северо-западная оконечность Аляски) — Северный полюс — мыс Барроу. В первые годы эти полеты выполнялись несколько раз в неделю, а в последнее время — ежедневно, почти в любую погоду. В настоящее время число таких полетов достигает нескольких тысяч. Эти полеты имеют большое научное значение, так как позволяют собрать обширный материал по структуре и циркуляции высоких слоев атмосферы над Центральной Арктикой.

Кроме регулярных полетов, американскими летчиками было совершено еще несколько трансарктических перелетов: в 1949 году тяжелый бомбардировщик «Б-29» перелетел из Фербенкса в Осло через Северный полюс; в 1951 году одномоторный военный самолет типа «Мустанг» совершил перелет из Норвегии (с расположенной там американской авиабазы) в Фербенкс. Подобные полеты совершаются также в условиях полярной ночи.

В течение 1947—1951 годов американские самолеты произвели ряд исследовательских полетов в районах, расположенных между Аляской и Гренландией.

Полеты в центральную часть Арктики и прилегающие к ней районы особенно участились после того, как здесь были обнаружены так называемые «ледяные острова». В поисках этих «островов» только в марте — апреле 1951 года американскими летчиками было выполнено более 15 разведок на различных маршрутах, отличающихся от обычных маршрутов полетов на Северный полюс.

Начиная с 1950 года тщательно изучаются условия посадки и взлета самолетов на дрейфующих льдах. С этой целью в 1950-1952 годах было произведено около 30 посадок тяжелых самолетов на дрейфующих льдах в море Бофорта и в других районах.

Большое количество испытательных полетов было выполнено с авианосцев во время военно-морских походов в арктических водах. В последние годы в ряде районов американского севера в больших масштабах, происходили специальные воздушные маневры, в которых принимали участие десятки тяжелых машин.

В этих многочисленных испытательных, тренировочных и разведывательных полетах совершенствуются средства самолетовождения, причем в аэронавигации широко используется радиолокационная аппаратура; разрабатываются методы определения толщины льда с воздуха для выяснения возможности посадки самолетов на ледяные поля; изучаются способы быстрого устройства баз и аэродромов на снегу и на льду при помощи специальных приспособлений. Одновременно проводятся широкие лабораторные и экспедиционные исследования по методике борьбы с обледенением самолетов, опыты по борьбе с туманами на аэродромах и опыты заправки самолетов горючим непосредственно в воздухе и т. д.

Почти реальным становится теперь создание постоянно действующих трансарктических воздушных трасс.

Европейские и американские авиатранспортные фирмы («Скандинавский авиационный концерн», «Кэнедиен Пасифик Эйруэйс», «Аляска Эйрлайнс») предполагают в самое ближайшее время организовать регулярное воздушное сообщение между Америкой и Европой через северо-западную Гренландию и Северный Ледовитый океан. Японская авиакомпания «Джапан Эйрлайнс» и английская фирма «Бритиш Оверсис Эйрлайнс» объявили о своем намерении установить регулярные рейсы самолетов через Северный Ледовитый океан.

Наряду с этим капиталистические страны в послевоенное время снарядили в арктические воды (Северная Атлантика, Гренландское море, пролив Дэвиса, море Баффина, Берингово море) ряд морских военных экспедиций, в которых принимало участие большое количество военных судов (авианосцы/крейсеры, подводные лодки, эсминцы, военные транспорты и т. д.).

Большое внимание уделяется использованию подводных лодок для плавания подо льдами в центральной части Северного Ледовитого океана. Опыты подводного и подледного плавания в последние годы неоднократно проводились в районе Гренландии, в Беринговом проливе, в Баренцевом море и в Арктическом бассейне. Нося чисто военный характер, в научном отношении эти опыты дали весьма мало.

За последние годы американские военные суда и ледоколы совершили ряд плаваний в арктических водах, омывающих берега Гренландии, острова Ян-Майен, Элсмира, и в других арктических районах, в частности в море Бофорта. Наиболее интересны плавания ледоколов «Уайтвуд» и «Норс Уинд» у берегов северо-западной Гренландии (1946 год) и ледоколов «Ист Уинд» и «Эдисто» в водах Канадского Арктического архипелага (1948 год). Теперь ежегодно совершаются плавания Северо-Западным проходом и транспортируется большое количество грузов.

Беспрепятственно достигнув мыса Шеридан, «Ист Уинд» и «Эдисто» воспользовались благоприятным состоянием льдов и прошли до 85° северной широты, то есть значительно дальше, чем доходили раньше суда в высоких широтах собственным ходом. На обратном пути ледоколы сперва посетили пролив Ланкастер, затем повернули на запад в пролив Веллингтон, прошли проливы Эврика и Нансена и достигли западного побережья острова Элсмира под 81°35' западной долготы. После этого они отправились в пролив Джонс, откуда ушли на юг.

Весной 1950 года транспортные самолеты военно-воздушных сил Аляски с целью изучения условий посадки и базирования самолетов в высоких широтах совершили ряд посадок в районе, расположенном на расстоянии 200 километров от острова Бартер. В феврале 1951 года в море Бофорта была организована метеорологическая дрейфующая станция, обслуживание которой осуществлялось с помощью тяжелых самолетов, планеров и вертолетов.