«Северная дивизия»


В 1949 г. в Государственном областном Смоленском архиве была обнаружена рукопись в 325 страниц, написанная мелким почерком гусиным пером. Она была заключена в твердый кожаный переплет с золотым тисненым заглавием на корешке. Автором ее оказался участник плавания «Северной дивизии» лейтенант флота Алексей Петрович Лазарев, младший брат Михаила Петровича Лазарева, известного мореплавателя, открывшего вместе с Беллинсгаузеном Антарктиду (см. стр. 362).

Едва сдерживая возмущение, русские моряки наблюдали картины работорговли в Южной Америке.(Гравюра Л. А. Кравченко.)
Едва сдерживая возмущение, русские моряки наблюдали картины работорговли в Южной Америке.(Гравюра Л. А. Кравченко.)

Описание плавания «Северной дивизии» Алексей Лазарев составил вскоре после окончания экспедиции и представил рукопись для опубликования. Ее прочитал и одобрил первый русский кругосветный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн. Однако царское правительство не разрешило ее печатать, так как на автора пало подозрение в связях с декабристами.

После первого русского кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского (см. стр. 353) морской путь к владениям России в Северной Америке был освоен.

Русские корабли ходили из Петербурга к берегам Аляски в обход Южной Америки либо вокруг Африки и Юго-Восточной Азии. Они возили необходимые товары для русских поселений в Америке, а в Россию доставляли ценный товар — добытые промышленниками меха морского котика и других пушных зверей.

Путь этот для парусных судов был долог, труден и опасен. Плавание продолжалось не менее двух-трех лет. Мореплаватели месяцами видели перед собой лишь необозримые пространства воды и неба. Многими тысячами километров моряки бывали отделены от отечества и «только одной доской от бездны», как выразительно сказал один из участников плавания «Северной дивизии».

Осваивая далекие морские пути в Америку, русские мореплаватели в то же время стремились найти более короткие пути через полюс или вдоль берегов Сибири.

Вид Петропавловской гавани и Авачинской губы во время плавания шлюпов «Благонамеренный» и «Открытие» в 1819—1822 гг.
Вид Петропавловской гавани и Авачинской губы во время плавания шлюпов «Благонамеренный» и «Открытие» в 1819—1822 гг.

В конце XVIII в. на восток от Берингова пролива пытался пройти Г. А. Сарычев, впоследствии знаменитый ученый-гидрограф и путешественник.

В 1815 г. была организована во главе с О. Коцебу экспедиция на бриге «Рюрик», которая дважды пыталась пройти от северо-западных берегов Америки в Атлантический океан. Коцебу описал северо-западное побережье Аляски, открыл несколько неизвестных островов, заливов и мысов, а на берегу обнаружил ископаемый «каменный лед», покрытый наносами земли. Но ему не удалось осуществить главной цели — проникнуть в Атлантический океан. Этому помешали непроходимые льды.

И вот в 1819 г. по инициативе И. Ф. Крузенштерна и Г. А. Сарычева была снаряжена новая экспедиция в высокие широты Земли на четырех военных шлюпах. Два шлюпа — «Восток» и «Мирный» под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (стр. 362) — составляли «Южную дивизию». Они отправились на поиски Антарктиды. Два других корабля — «Открытие» и «Благонамеренный», названные «Северной дивизией»,— под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева отправились на Аляску, в Берингов пролив и далее в Арктику. Их задачей было пройти Ледовитым океаном в Атлантический вдоль берегов Сибири или, смотря по обстоятельствам, вдоль берегов Северной Америки.

Все четыре корабля отправились из Кронштадта в дальнее плавание в один и тот же день — 16 июля 1819 г.

Участник экспедиции лейтенант Алексей Петрович Лазарев писал в своем дневнике: «У многих из нас показались слезы благодарности и привязанности к Отечеству. Я, оставаясь на вахте, долго еще провожал глазами оставшуюся позади нас Европу, а с нею и все для меня драгоценнейшее — Россию».

После остановки в Англии все корабли, выполняя данную им инструкцию, пересекли Атлантический океан и прибыли в Рио-де-Жанейро.

Вид летних юрт чукчей в губе Св. Лаврентия.
Вид летних юрт чукчей в губе Св. Лаврентия.

После открытия Америки в Бразилию хлынули толпы португальцев-завоевателей, искавших легкой наживы. Захватывая новые земли, они беспощадно расправлялись с коренным населением. Беззащитные местные жители или погибали в борьбе с завоевателями, или уходили на запад в труднодоступные горные области. Между тем португальским колонизаторам надо было обрабатывать землю, возделывать поля и сады. Им не хватало рабочей силы. Тогда торговцы начали доставлять в Америку негров из Африки.

Жестокое обращение с неграми потрясло русских моряков. Алексей Петрович Лазарев описал страшную картину, которую ему пришлось наблюдать в Бразилии.

«На судах, приходивших в Рио-де-Жанейро с невольниками, сделаны были в трюме к борту клетками нары, из которых в каждую влезал негр через узкое четвероугольное отверстие, и там лежал он, запертый вьюшкой с запором. В сем тесном положении страдальцы сии едва могли поворачиваться. Таким образом, нагружали их иногда вместе до 900 человек. Воздух у них был до такой степени сперт, что, посетив однажды одно из таких судов, при всей моей крепости, я не мог сойти в трюм...

Суда употребляют на свое плавание от Африки до Рио-де-Жанейро от 35 до 40 дней. На том из судов, бывших при нас у Рио-де-Жанейро, где находилось 747 негров, умерло их 150; на другом из 850-217».

В Рио-де-Жанейро пути «Юноной» и «Северной» дивизий разошлись. Корабли «Восток» и «Мирный» пошли на юг, к неизвестной тогда Антарктиде, а шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» — к Аляске, в Берингов пролив.

В пути мореплаватели вели океанографические наблюдения: изучали течения, измеряли глубины, температуру воды, а также брали пробы воды с глубины до 70 м.

В январе 1820 г. шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» подошли к мысу Доброй Надежды. Переход по Атлантическому океану занял около месяца. Торопясь к месту назначения, моряки решили не останавливаться у берегов Африки. Они пересекли Индийский океан в высоких широтах и в феврале 1820 г. подошли к порту Жаксон (Сидней) в Австралии. По тем временам такой переход через два океана без захода в бухты был поистине героическим. Он свидетельствовал о высоком морском искусстве русских мореплавателей.

После стоянки в Жаксоне и знакомства с его окрестностями корабли направились к северу. Тихий океан был тогда еще мало изучен.

«Благонамеренный» во льдах. (Гравюра Л. А. Кравченко.)
«Благонамеренный» во льдах. (Гравюра Л. А. Кравченко.)

Однажды утром с наблюдательной вышки на мачте «Благонамеренного» заметили неизвестную сушу.

Лазарев записал в дневнике: «Это были одиннадцать низменных коралловых, весьма лесистых островов, соединявшихся рифом... Мы приметили на них великое множество кокосовых, панданусовых и хлебных деревьев».

Расположенные на 8° ю. ш. и на 178°20' в. д. острова на картах не значились. Оказалось, что они населены; местные жители никогда не видели европейцев. Моряки одарили подплывших к шлюпу на лодках жителей островов разными вещами, нанесли острова на карту, описали их природу и назвали островами «Благонамеренного».

В начале июня шлюп «Благонамеренный» был уже у Аляски, а шлюп «Открытие» — в Петропавловске-Камчатском. В конце июня оба корабля, производя опись берегов Аляски, направились в Ледовитый океан.

Шлюп «Благонамеренный» встретил непроходимые льды на широте 69° 1', а шлюп «Открытие» прошел до 71° 06' с. ш., на 25 миль севернее английского мореплавателя Джемса Кука.

С большим трудом выбравшись изо льдов, корабли пошли к югу. Всю зиму моряки вели опись берегов Америки, пройдя до гавани, где ныне расположен город Сан-Франциско; в окрестностях его в ту пору находилось русское поселение — форт Росс. Здесь они исследовали побережье и впадающую в гавань реку, составили точную карту и описали природу всего этого района.

Побывав в течение зимы у Гавайских о-вов, изучив их природу и население, экспедиция снова двинулась на север весной 1821 г.

По пути к Берингову проливу и Чукотскому п-ву команда шлюпа «Открытие» обнаружила у берегов Аляски неизвестный большой остров. Описав его, моряки назвали в честь своего шлюпа островом «Открытие» (ныне о-в Нунивак).

Корабль продвигался все дальше к северу. Уточняя по пути карту берегов Аляски, командир шлюпа М. Н. Васильев открыл здесь неизвестные мысы и назвал их именами Головнина и Рикорда.

Карта маршрута плавания экспедиции М. П. Васильева и Г. С. Шишмарева.
Карта маршрута плавания экспедиции М. П. Васильева и Г. С. Шишмарева.

В начале августа шлюп «Открытие» вошел в тяжелые льды. На широте 70° 23' он оказался в ледяном плену. Напор льда был столь силен, что угрожал раздавить судно. Снасти и паруса обледенели. К счастью, подул сильный ветер, раздвинул льды, и шлюп выбрался на чистую воду. Видя безнадежность попыток пробиться сквозь льды, командир направил «Открытие» к Камчатке.

Шлюп «Благонамеренный» попал в еще более трудную ледовую обстановку. Он прошел по Берингову проливу до мыса Сердце-Камень на Чукотке и уже на широте 70° 13' вошел в тяжелые льды. Глыбы льда с оглушительным треском напирали одна на другую; льдины поднимались вертикально и падали, ударяясь о борт корабля. Шлюп скрипел, трещал под ударами и напором льдин. Левую сторону его подняло, весь он накренился под углом 45°. В таком положении корабль находился целые сутки. Каждое мгновение его могло положить на бок или сжать так, что треснула бы деревянная обшивка. Корабль спасла перемена ветра. Сжатие льда прекратилось, и команда, стойко работавшая в течение трех суток, вывела шлюп по образовавшимся разводьям в открытый океан.

В сентябре оба корабля встретились в Петропавловске-Камчатском, а в октябре 1821 г. вышли в обратный путь.

Это была одна из многих героических попыток русских мореплавателей отыскать Северо-Западный морской проход из Ледовитого океана в Атлантический или пройти Великим Северным морским путем вдоль северных берегов материка Азии.

Географические открытия «Северной дивизии» и собранные ей научные материалы стали полностью известны только в наши дни.