Биологические наблюдения


Во время похода интересно составить геоботаническую схему — схему распределения растительности. На нее наносят границы участков с разной растительностью, учитывая при этом, что не везде граница резко заметна: иногда характер растительности меняется постепенно. На схеме выделяют леса, кустарник, луга, болота, участки с культурной растительностью (поля, сады, огороды, парки).

Леса разделяются на лиственные, хвойные и смешанные. Луга (в зависимости от рельефа и увлажнения) могут быть заливные (поёмные), заболоченные, суходольные, лесные, высокогорные (или альпийские).

Каждый нанесенный на схему участок той пли иной растительности необходимо подробно описать.

Измерение озер различной формы. Внизу показаны изобаты (линии, соединяющие точки одинаковой глубины озера
Измерение озер различной формы. Внизу показаны изобаты (линии, соединяющие точки одинаковой глубины озера

При этом следует обращать внимание как на особенности растительного покрова, так и на географические условия данной местности.

В полевую книжку записывают:

1. Географическое положение, размеры участка с одинаковой растительностью и на каком расстоянии он находится от населенного пункта, железнодорожной станции, реки или шоссе.

2. Рельеф местности: пологий склон, днище оврага, долина реки, вершина холма и т. п.

3. Геологическое строение и почвенный покров, например: «поверхность покрыта моренными отложениями», «вблизи имеются выходы гранита, известняка» (или других горных пород). По возможности стараются определить характер почвы: «подзолистая», «черноземная» и т. п.

4. Условия увлажнения, т. е. имеются ли на этом участке ручьи, болота или открытые водоемы и как глубоко находятся грунтовые воды.

Без специальных приборов трудно определить глубину залегания вод, но ее часто можно проследить по уровню воды в расположенном поблизости колодце или по выходам родничков в склонах оврагов и речных долин.

5. При описании растительного покрова надо обратить внимание на те растения, которые преобладают над всеми другими. Так, в лесу это могут быть мелколиственные породы деревьев — береза, осина — или, наоборот, широколиственные — дуб, клен, ясень, вяз, бук. На лугах можно встретить много разных злаковых или многолетних двудольных трав.

Когда трудно определить, какие растения преобладают, выбирают участок с наиболее характерной растительностью и на нем при помощи рулетки или мерной ленты отмеряют квадратную площадку. На этой пробной геоботанической площадке пересчитывают и описывают растения каждого вида. На лугу или в степи такая площадка может иметь сторону в 1-2 м, а в лесу — 50-100 м.

При характеристике растительности все растения делятся на ярусы по высоте.

В лесу различают обычно четыре яруса: древесный ярус, подлесок, состоящий из кустов, травяной покров, мохово-лишайниковый покров.

Каждый ярус растений описывается отдельно. Указывается состав, высота растений, густота и их состояние (не угнетены ли они другими растениями, излишней влагой, постоянными ветрами).

Измерение скорости течения при помощи поплавков.
Измерение скорости течения при помощи поплавков.

На схему растительности можно нанести и типы почв. Тогда схема становится почвенно-ботанической. Почвы различаются, прежде всего, по механическому составу: в зависимости от того, чего в почве больше — песка или глины, они бывают песчаные (легкие почвы), супесчаные, суглинистые и глинистые (тяжелые почвы). Механический состав проще всего определять на ощупь, раскатывая пальцами на ладони кусочек почвы. Если почвенная «колбаска» рассыпается, значит, почва супесчаная, а если она хорошо раскатывается, становится тонкой и при этом достаточно плотной, то, следовательно, в составе почвы преобладают мелкие глинистые частицы.

Выкопав небольшую ямку, можно увидеть, много ли в почве перегноя. Слой перегноя имеет темный цвет. Его толщину измеряют линейкой. Можно еще определить степень кислотности почвы: это очень важный показатель. Если почва кислая, то для повышения урожая добавляют известь; если почва щелочная, то ее кислотность повышают прибавкой торфа.

Для определения кислотности почвы пользуются несложным набором реактивов, из которых составляется походная почвенная лаборатория.

Работа ботаников не исчерпывается описанием растительности и составлением геоботанической карты. Нужно также умело подобрать и сохранить гербарий с наиболее характерными для данного района растениями: он будет важным дополнением к карте, к описанию растительности леса и луга, болота и степи.

Геоботаники могут составить также систематический гербарий, куда попадут не только самые типичные растения, но даже те, что встречаются редко. Эти растения подбираются по семействам, по родам, а затем в каждом роде выделяются виды.

Такой гербарий помогает усваивать систематику растений на уроках ботаники в школе.

Можно собрать гербарий лекарственных трав, медоносных, эфиромасличных, волокнистых растений, растений-красителей, смолоносов и каучуконосов, ядовитых или сорных растений.

Собирать гербарий следует только в сухую погоду: каждое растение вместе с корнем, очищенным от комков земли, расправляется и вкладывается в двойной лист рыхлой (оберточной или газетной) бумаги.

Если цветок, лист, стебель или другая часть растения мясистая, то ее обкладывают прокладками из ваты или разрезают на части.

Осень в Подмосковье.
Осень в Подмосковье.

30-40 листов с растениями зажимают в пресс-рамку с металлической сеткой или между двумя кусками фанеры размером 35x50 см. В фанере прорезают отверстия для воздуха. Папку с растениями затягивают ремешком или туго перетягивают шпагатом, а затем подвешивают для просушки на ветру. Можно поставить пресс на печку. Бумажные листы для просушки растений надо менять ежедневно, пока растения не высохнут, иначе они потеряют окраску и могут сгнить. Очень хорошо просушивать растения в так называемых «ватных матрасиках», между тонкими, в 1,5 см, слоями ваты, обклеенными листками папиросной бумаги. Засушенные таким образом растения лучше сохраняют окраску.

Для того чтобы растение не потеряло форму и цвет, его можно просушивать в ящике с просеянным и хорошо промытым от пыли мелким песком. А затем, чтобы растение не помялось, его укрепляют на деревянной подставке и накрывают стеклянной тонкостенной банкой, химическим стаканом. Можно из кусков стекла (старых негативов) склеить колпак для хранения цветка. Если лепестки просушить горячим утюгом, то их цвет не изменится. Делается это так: растение тщательно расправляют, покрывают чистой тряпочкой или фильтровальной бумагой, а затем проглаживают горячим утюгом.

В каждый гербарный лист вкладывают этикетку. На этикетке указывают, когда и где найдено растение, а затем пишут его название. Если название неизвестно, то его пишут потом, когда с помощью учителя или по определителю удастся выяснить, что это за растение.

На этикетке ставится порядковый номер. За этим же номером делают запись в полевую книжку; кроме того, в книжке дается краткая характеристика местности, где найдено растение.

После просушки растение крепко пришивают ниткой к листу плотной бумаги или картона стандартного размера — 28х42 см. На этот же лист приклеивают этикетку. Гербарий можно хранить в туго перевязанных папках, на которых наклеены общие этикетки, например: «Луговые растения поймы р. Колочи, Можайского района, Московской области, июль 1958 г.»

Еще до похода следует по рассказам местных охотников, рыбаков, лесников и пасечников составить список животных, встречающихся в этой местности, расспросить об их повадках, узнать, где и когда их можно встретить.

В походе биологи превращаются в следопытов. Их зоркие глаза замечают то, на что обычно никто не обращает внимания. Вот лежит скорлупка от маленьких яиц — значит, где-то рядом гнездо.

Увидев гнездо с птенцами, можно замаскироваться в кустах и наблюдать, как птица кормит птенцов.

Биологи следят за птицами, запоминают окраску их оперения, прислушиваются к птичьему крику и постепенно начинают понимать их «разговор».

Отчетная схематическая карта туристского похода.
Отчетная схематическая карта туристского похода.

Когда они видят новую, незнакомую птицу, они записывают в свою полевую книжку, как она выглядит, и потом расспрашивают о птице у охотников.

Не ускользают от наблюдателей следы зайца на мягкой глине, разбросанные перья в том месте, где какой-то хищник лакомился пойманной жертвой. По перьям и по следам можно определить, когда и кем была растерзана птица.

Внимательный наблюдатель не пропустит ни одного отпечатка лап, хвоста или крыльев животного, он обратит внимание на логовище и норки грызунов, на погрызы и поеды — объеденные животными остатки травы, кустов, деревьев; он подберет не только сброшенные при смене рога, но и потерянный при линьке клок шерсти, перо.

На схеме маршрута участники зоологической группы отмечают те места, где им удалось обнаружить какой-либо след животного или само животное. Например: у муравейника спугнули дятла; видели каменку и чомгу; здесь гнездится много береговых ласточек; в этом месте видели на дереве белку, а на земле — следы лося; в реке Змейке, близ станции Ивля, поймали двух больших щук и т. п.

В полевой книжке зоологи подробно описывают все, что встретили на пути: след, погрызы, нору, звериную тропку к водопою, гнездо и т. д. Тут же они характеризуют природные условия места находки (лес, опушка, берег реки и т. п.), линейкой измеряют размеры следов, расстояние между ними, диаметр норы, длину найденных перьев или костей животного. На левой стороне полевой книжки делаются зарисовки животных.

Составление зоологических коллекций требует некоторых навыков и не всегда под силу неподготовленной группе.

 

* * *

В походе каждый вечер нужно выделять время на обработку дневных полевых сборов и записей. Если этого не делать, то может пропасть значительная часть собранных материалов, забыться многое из того, что наблюдали днем. Надо приводить в порядок образцы для коллекций, перекладывать растения для гербария. Из полевой книжки следует переписать в путевой дневник (толстую тетрадь в клеенчатом переплете) все самое главное и интересное.

В конце похода следует послушать сообщения каждой бригады о результатах ее работы. Это, во-первых, очень интересно всем участникам путешествия, а во-вторых, облегчит составление общего отчета о туристическом походе.

По возвращении домой, когда готовы все коллекции, гербарий, напечатаны фотографии, оформлены отчеты, надо устроить заседание группы.

На него следует пригласить школьников, учителей и родителей.

Отчеты участников похода, вычерченные карты, зоологические и минералогические коллекции, гербарий, самодельные приборы — все это хорошие наглядные пособия, которые можно подарить школе. Учителя их используют на занятиях по географии, ботанике и зоологии в классе. Кроме того, большая часть собранных во время путешествия материалов пригодится для кружковой работы.