Подготовка к походу


Кто из нас, стоя у карты, не мечтал: хорошо бы поехать на Кавказ, в Арктику, в Антарктиду, в пустыню Каракумы и в другие места! Конечно, это очень интересно.

Но познакомьтесь с биографиями великих путешественников, и вы узнаете, что они задолго до дальних экспедиций много путешествовали по родным местам, учились наблюдать природу, тренировались и закалялись для трудной работы в путешествиях.

Небольшие походы были великолепной школой для исследователей Земли. В родном краю, в котором на первый взгляд все известно, всегда окажется много нового и интересного для исследователя. В каждом маленьком путешествии-походе расширяется географический кругозор, накапливаются знания и опыт.

Таблица группового снаряжения юных туристов

Таблица группового снаряжения юных туристов: A.Обязательное: 1 — ведро; 2 — чайник; з — лопата; 4 — топор; 5 — кухонный нож; 6 — упаковка крупы, масла и чая; 7 — веревки; 8 — фотоаппарат;. 9 — булавки, нитки, иголки; 10 — полевая сумка с картой; 11 — планшет; 12 — путевой журнал; 13 — свисток; 14 — крючки для подвешивания котелка над костром; 2.5 — аптечка; 16 — шило; 17 — уполовник; 18— ножницы; 19 — спички; 20 — проволока.

Б. Необходимое при большой группе или многодневном походе: 1 — палатка; 2 — фонарь «летучая мышь» и электрический фонарь; 3 — свечи; 4 — кухонное полотенце; 5 — сковорода: 6 — мыло; 7 — щетка для обуви; 8 — щетка для платья; 9 — мазь для обуви; 10 — коробочка с гвоздями и проволокой и напильник.

B.Желательное: 1 — бинокль; 2 — пинцет; 3— рулетка.

Можно ли провести каникулы интереснее, чем в путешествии или в походе!

Прежде чем отправиться в путь, надо решить, куда идти или ехать и зачем. Это очень важно, так как от этого зависит подготовка к путешествию. Целью похода должно быть знакомство с Родиной: географическое исследование какой-либо местности, поиски полезных ископаемых, знакомство с хозяйством района — колхозами, совхозами, промышленными предприятиями, сбор коллекций минералов, растений, насекомых и т. д.

Готовясь к походу, надо использовать опыт знаменитых путешественников: перед экспедициями они изучали литературу, карты, готовили снаряжение, разрабатывали маршрут, тренировались и т. д.

В путешествии предстоит большая работа, поэтому необходимо заранее составить план ее и распределить обязанности между участниками похода. Работа эта зависит от местных особенностей, поэтому здесь даются лишь только самые общие указания, основываясь на опыте удачных детских туристских походов.

Постарайтесь ознакомиться с книгами и газетными статьями, рассказывающими о местах, по которым вы собираетесь путешествовать. Все то, что относится непосредственно к этим местам, нужно кратко выписать из книг и доложить на собрании участников похода.

Таблица личного снаряжения туриста

Таблица личного . снаряжения туриста: A. При однодневном походе: 1 — рюкзак; 2 — котелок; 3 — кружка; 4 — миска и ложка; 5— записная книжка с карандашом и резинкой; 6 — личное полотенце; 7 фляжка для воды; 8 — туалетное мыло и мыльница; 9 — индивидуальный пакет; ю — перочинный нож с кольцом.

Б. При многодневных походах: 1 — простыня; 2 — фуфайка ; 3 — нижняя сорочка; 4 — несколько носовых платков; 5 — запасные трусы; 6 — шерстяное одеяло (ранней весной и осенью): 7— тряпочка для вытирания ног; 8 — коробка спичек и патрон с пробкой и запасом спичек; 9 — кусок хозяйственного мыла: Ю — запасные носки; 11 — тапочки; 12 — свеча; 13 — путевой дневник; 14 — запасные шнурки; 15 — иголки с нитками запасные пуговины и булавки; 16— зубной порошок и зубная щетка; 17 — шест с делениями,

B. Желательное (но не обязательное): 1 — компас; 2 — альбом для зарисовок; з— акварельные краски; 4 — кисть; 5 — разноцветные карандаши; 6 — линейка; 7 — свисток.

В каждом городе и селе есть люди, хорошо знающие свой край. Это может быть краевед, местный старожил, охотник, работник исследовательской экспедиции (геолог, археолог, историк), опытный турист. Они могут рассказать многое, о чем нигде не написано, с ними следует посоветоваться и о маршруте. Встречи и беседы с такими людьми очень полезны.

Для похода нужна карта района. Ее надо перевести на кальку. На основе подробной карты можно составить схематическую карту и на ней проложить свой маршрут. В походе схематическая карта будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей.

После похода участники его должны составить географическое описание района и справочник географических названий. В этот справочник следует занести в алфавитном порядке названия рек, деревень, оврагов и т. п., которые встретятся во время похода. Рядом с каждым названием нужно давать краткое пояснение: если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения, много ли в ней воды (каков расход воды); если это населенный пункт, то должно быть указано его точное местоположение, численность населения, описан внешний вид, дана характеристика хозяйства колхоза, отмечено наличие школ, больниц, изб-читален, магазинов. Такой справочник очень полезен при описании района и выборе маршрутов будущих походов.

Маршрут следует наметить так, чтобы он охватил как можно больше разнообразных по природе участков. Если поблизости есть большой овраг, то надо включить его в маршрут. Будет интересно определить его ширину, глубину, крутизну склонов как в верховьях, так и там, где он раскрывается широким конусом.

Интересно включить в маршрут часть берега реки, чтобы сделать гидрографические наблюдения и исследовать геологическое строение берега. Следует побывать на водоразделе.

Таблица снаряжения туриста-ботаника
Таблица снаряжения туриста-ботаника: 1 — папка для сбора и переноски растений; 2 — пресс для сушки растений; 3 — совок для выкапывания мелких растений; 4 — шило для исследования строения цветков (можно заменить пинцетом); 5 — крюк для извлечения корней растений из скал; 6 — лупа; 7 — образец гер-барного листа; 8 — образец правильно написанной этикетки; 9 — схема показывает последовательные стадии изготовления пакетиков для семян. Кроме перечисленных предметов. турист-ботаник пользуется предметами группового снаряжения — топором, лопатой, ножом, ножницами и т. п.

Не нужно отказываться от боковых, или радиальных, маршрутов, которые могут дать много интересного для наблюдения. Если времени на радиальные маршруты для всей группы не хватит, то можно разбить группу на отряды и каждому поручить самостоятельный радиальный маршрут. Затем все собранные материалы надо обсудить на общем собрании и обобщить в дневнике.

Распределяя работу среди юных туристов, необходимо учитывать интересы и способности каждого из них. Иногда бывает полезно разбить группу туристов на бригады, чтобы они самостоятельно готовились к походу в соответствии с порученным им делом.

Бригада географов сделает копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную съемку, составлять список-словарик географических объектов. В эту бригаду охотно войдут школьники, которые любят чертить и рисовать. Перед походом они в совершенстве изучат карту, научатся ориентировать ее и пользоваться ею в пути. Это, конечно, не избавит остальных участников похода от необходимости уметь обращаться с картой в пути.

Бригада биологов объединит школьников, любящих ботанику и зоологию. Они же будут вести исследование почв. Перед походом им придется много поработать над снаряжением: сделать папки для гербария, различные сачки (для сбора плавающих и донных животных, для ловли насекомых), морилки и расправилки для бабочек и насекомых, застекленные коробки для геологических коллекций.

Таблица снаряжения для сбора насекомых
Таблица снаряжения для сбора насекомых: 1 — чертеж, показывающий раскрой сачка (цифрами указаны размеры в сантиметрах); 2 — металлический обруч, к которому прикрепляется марля сачка; 3 — марля прикреплена к обручу; 4 — общий вид сачка; 5а, б, в — показано, как надо ловить насекомых; 6 — морилка (внутри — бумажная стружка), в пробирке—вата, смоченная эфиром или другими веществами, удушающими насекомых; 7 — морилка для мелких насекомых; 8 — коробка для хранения насекомых в походе; 9 — как держат насекомое, когда его накалывают на булавку; 10 а, б — показано, в какое место делается прокол у разных насекомых; Юв — как надо приклеивать самых мелких насекомых; 10 г, д — показано место прокола жуков булавкой и как надо подгибать конечности и усики, чтобы их не сломать; 11— расправилка для бабочек; 12 — расправилка для мелких насекомых.

Бригада геологов и геоморфологов будет описывать геологические обнажения в овражных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся на пути. Кроме того, она будет зарисовывать формы рельефа местности: холмы, западины, промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д.

Бригада гидрологов займется описанием речек, озер, прудов, болот, которые попадутся на пути. Гидрологи проведут исследования ширины, глубины, скорости течения рек, цвета и прозрачности воды. В эту бригаду следует включать школьников, которые хорошо плавают, а кроме того, любят и знают математику: гидрологические расчеты требуют хороших математических знаний. В одну группу могут объединиться все любители истории и литературы. Они станут собирать материалы об исторических событиях, имевших место на территории маршрута, записывать сказки, песни, пословицы и поговорки — словом все то, что называется устным народным творчеством (фольклором). Обычно в эту же группу входят и экономгеографы, которые изучают заводы, колхозы, совхозы, различные предприятия на исследуемой территории. Результатом их работ будет экономико-географическая характеристика района.

Таблица снаряжения туриста-гидролога
Таблица снаряжения туриста-гидролога: 1 — водомерная рейка; 2 — мерный шнур с грузом—лот; 3 — так измеряют прозрачность воды при помощи диска Секки; 4 — диск Секки;5 — поплавки для вычисления скорости течения; в — самодельный батометр с грузом для получения проб воды; 7 — мерный шнур, разделенный узлами.

Любители-фотографы и художники могут образовать группу корреспондентов, работающую вместе с редактором дневника похода.

Нужно обязательно назначить двух санитаров.

В поход не следует брать ничего лишнего, но все необходимое должно быть. В зависимости от цели путешествия и маршрута нужно подготовить снаряжение как групповое, так и личное.

Перед походом следует проверить снаряжение и укладку вещей.

Некоторые вещи, нужные в походе, можно сделать самим. Как это сделать, показано на таблице, а подробно об этом рассказывается в «Книге вожатого» и в «Спутнике юного туриста».

Издавна у географов установлено правило: «Что наблюдаешь, записывай». А записывать надо точно и по возможности подробно.

Когда географ-исследователь выезжает в экспедицию, он берет с собой много различных, иногда очень сложных приборов. Без них нельзя составить точный план местности и нанести на него горы, холмы, овраги; нельзя узнать, какой мощностью обладает река и можно ли строить на ней электростанцию. Исследователь без приборов как без рук.

Только с их помощью можно с большой достоверностью определить расстояние, измерить крутизну склонов горы или оврага, высоту холмов и гор, рассчитать мощность реки.

Юным исследователям родного края также следует запастись приборами и научиться хорошо пользоваться ими. Большую помощь в этом могут оказать учителя географии, математики и физики

В школе, да и в классе всегда есть ребята, любящие строить, умеющие паять, выпиливать из фанеры, Они могут сами сделать многие приборы.

На глаз трудно определить высоту дерева пли холма, для этого нужен прибор угломер Весь прибор умещается в кармане и состоит из картонки или спичечной коробки, на которой нарисована полуокружность и нанесены деления от 0 до 90° и далее до 0°. Диаметр, ограничивающий этот полукруг, лежит на длинной боковой стороне коробки. Вдоль этой стороны и следует смотреть, направляя луч зрения на вершину холма или по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке к центру полукруга, покажет на шкале угол в градусах.

Не трудно самим сделать папки, топографические планшеты, полевую книжку, карманные солнечные часы, прибор для рисования. Для наблюдений за погодой надо смастерить флюгер из жести, для гидрологических исследований — поплавки (чтобы определять скорость течения), рейки с делениями для измерения глубины рек и озер и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для определения прозрачности воды.

Перед путешествием следует провести тренировочный поход, чтобы выявить все недостатки, устранить их и узнать, насколько группа юных туристов подготовлена к походу для исследования своего края.