В походе. Составление маршрутной ленты


Приготовления к походу закончены. Маршрут выбран и нанесен на схематическую карту района. Назначается день похода. Отправляться в путь лучше пораньше, чтобы пройти большую часть дневного маршрута утром, пока солнце не припекает. В жару идти труднее.

Перед отправлением все участники похода выстраиваются у здания школы и руководитель предлагает бригадирам в последний раз проверить, все ли нужное взято с собой.

 

СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТНОЙ ЛЕНТЫ

Бригада географов-топографов выходит вперед. У каждого из них планшет — фанерный прямоугольник 30х40 см с чистым листом бумаги, линейка и компас.

Ориентировка на местности

Ориентировка на местности. Вверху слева показано, как можно определить части света по положению луны на небосводе в различные часы суток. При полнолунии в 7 час. утра луна бывает на западе, в 19 час. — на востоке и в 1 час ночи — на юге. Молодой месяц (рожки направлены в левую сторону) бывает в 1 час ночи на западе, в 19 час.—на юге. Серн убывающей луны (рожки направлены вправо) в 1 час ночи бывает на востоке и в 7 час. утра—на юге. Внизу справа показано, как можно по часам определить направление на север и на юг. Для этого часы надо держать так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Расстояние между часовой стрелкой и цифрой 1 делится пополам. Эта линия одним концом покажет юг, а другим — север. Средний рисунок показывает, как можно ориентироваться по местным приметам: пологий склон муравьиной кучи направлен к югу; на северной стороне дерева меньше ветвей и листьев; на южной стороне сосны — натеки смолы; на пеньке видны годичные кольца, утолщенные к югу; северная сторона камня покрыта мхом.

У бригадира к планшету прикреплена схема района. Его бригада должна не только следить за правильностью маршрута, но и вычерчивать маршрутную ленту.

Маршрутной лентой называется такой топографический план, на котором, изображается только узкая полоска местности по обеим сторонам дороги. Для этого производится глазомерная съемка местности (см. стр. 522).

По ходу маршрута вся группа путешественников время от времени должна останавливаться, чтобы каждый турист записал в свою полевую книжку все интересное, что встретилось в пути. Удобный размер полевой книжки — 10X12 см. Она может быть сделана в виде блокнота, который сшивают, согнув пополам тетрадь из бумаги в клетку. Книжка должна быть в твердом картонном или клеенчатом переплете. В конец ее можно вложить несколько листиков миллиметровки и прозрачной бумаги — кальки.

Остановки для наблюдений и записей надо делать на поворотах дорог или на тех местах, откуда далеко видно по сторонам, например на вершине холма. На каждой такой остановке юные путешественники должны точно определить свое местоположение и описать местность.

Запись в полевой книжке следует начинать примерно так: «Дата и время — 6 августа 1958 г., 8 час. 30 мин., точка наблюдения — первая».

Затем нужно указать точное местоположение, например: «100 м севернее дер. Киреевки, у одинокого дерева на дороге в дер. Новоселки».

После этого можно описывать всю окрестность, соблюдая определенный порядок в изложении. Чаще всего вначале дается описание рельефа и геологического строения (если рядом на склоне оврага или в береговых обрывах видны слои горных пород); затем описывают почву, растительность и те местные предметы, которые видны кругом.

Если же наблюдатель находится у какого-нибудь объекта, интересного в географическом отношении — на берегу озера или реки, у геологического обнажения или в населенном пункте, который он изучает,— то этот объект нужно описать как можно подробнее. Но всегда надо описать сначала окружающую местность в целом, а затем отдельные объекты и их детали.

Запись в полевой книжке ведется только на правой стороне страницы. Левая сторона заполняется рисунками, чертежами, схемами.

Не каждый может сразу научиться хорошо рисовать. Но даже самая грубая, схематическая зарисовка силуэта холма,

крутого поворота реки, формы листа какого-нибудь растения может помочь при обработке полевых записей, оживив в памяти виденное.

На левой стороне полевой книжки нужно вычерчивать также схематическую маршрутную ленту похода.

Записывать в полевую книжку можно только простым карандашом средней жесткости: запись химическим карандашом превратится после первого же дождя в сплошную кляксу. Карандаш удобно привязать шнурком к книжке, чтобы он не потерялся.

На каждой следующей точке наблюдения описывают не только все окружающее, но и то, что встретилось на пути к ней. Нужно обязательно указывать пройденное расстояние и взятое направление (например, на север, восток или юго-запад).

В полевую книжку записывают рассказы экскурсовода на фабрике, в колхозе или в музее, беседы о районе маршрута с местным краеведом, охотником или другим человеком, хорошо знающим эту местность.

Запись — отражение того, что видел наблюдатель. Поэтому для юного географа или краеведа крайне важно научиться наблюдать все интересное. А для этого надо знать, на что именно следует обращать внимание в походе.

Чаще всего бывает так, что вся группа идет общим маршрутом и наблюдает все, что попадается на пути. Тогда каждый участник похода может составить общее описание района.

Зарисовка местности по заметным ориентирам
Зарисовка местности по заметным ориентирам. Все ориентиры наносятся на бумагу при помощи линейки, направленной на ориентир.

Если юные туристы не первый раз участвуют в походе и имеют некоторую подготовку, то лучше сделать так, как говорилось выше: распределив работу, поручить одним участникам похода составить описание рельефа, другим — познакомиться с геологией района, третьим — изучить реки, озера, ручьи и болота, четвертым — наблюдать растительность и животный мир, пятым — описать исторические и археологические памятники, собрать сведения об экономике края и т. д.

Такое распределение работы (в экспедиции всегда организуются специализированные группы — бригады) позволит собрать материал по району богаче и полнее, так как каждая группа работает по своей специальности одновременно со всеми другими.

Число групп и распределение работы зависят от количества участников туристического похода и их желания.