Полеты через Северный полюс. Полет М. М. Громова


Весь мир восхищался успехом экипажа Чкалова. Но некоторые считали, что это была просто редкая удача и вряд ли кто решится повторить такой путь снова.

Каково же было удивление, когда спустя 22 дня после перелета Чкалова через полюс в Америку вылетел другой советский самолет.

12 июля 1937 г. самолет АНТ-25-1 с экипажем в составе Героя Советского Союза М. М. Громова (командир), А. Б. Юмашева (второй пилот) и С. А. Данилина (штурман) в 3 часа 21 минуту поднялся с московского аэродрома и взял курс на север.

Цель этого полета заключалась в том, чтобы пройти по наикратчайшему пути из Москвы в Америку через Северный полюс и этим самым показать миру, что полеты наши основываются на научном знании, а не на счастливой случайности.

Экипаж Громова ставил также задачу установить новый рекорд дальности полета по прямой, который до этого держали французские летчики.

Карта маршрутов великих перелетов летом 1937 г.
Карта маршрутов великих перелетов летом 1937 г.

Получив из Америки отчет чкаловского экипажа о полете, штаб перелета и главный конструктор машины А. Н. Туполев внесли некоторые изменения, главным образом в оборудование самолета.

Перелет Чкалова в Америку показал, что выгоднее держаться на больших высотах. Громов и его экипаж решили использовать этот опыт, для чего увеличили в своем самолете запасы кислорода более чем на 20 часов полета; кроме того, они вдвое увеличили срок действия антиобледенителя.

Учитывая опыт перелета Чкалова, экипаж сделал все возможное, чтобы, облегчив снаряжение, догрузить самолет горючим. С самолета сняли шлюпку, воздушные баллоны в крыльях и у мотора, уменьшили вес аварийного запаса питания, облегчили вес одежды и полярного снаряжения. Удалось уменьшить вес на 180 кГ и за счет этого увеличить запас горючего. В остальном машины почти ничем не отличались, кроме названия: самолет Громова — АНТ-25-1, Чкалова — просто АНТ-25.

Маршрут экипажа Громова шел от Щелкова (под Москвой) на о-в Колгуев, далее на Новую Землю, затем по 58-му меридиану до полюса и от него по 120-му меридиану на Сан-Франциско и далее на юг.

Полет происходил в очень сложных условиях. Уже через 20 минут после вылета самолет был вынужден пробиваться сквозь слой низких облаков.

Подойдя к морю, экипаж решил снизиться, чтобы лучше ориентироваться и правильно выбрать направление на о-в Колгуев. Пролетев этот остров, летчики вновь набрали высоту. Погода улучшилась. Вскоре показалась Новая Земля. Далее экипаж постепенно приближался к 58-му меридиану, после пересечения которого взял курс точно на север.

Спустя некоторое время экипаж, пользуясь сигналами радиомаяка о-ва Рудольфа, достиг Земли Франца-Иосифа. Перед самым полюсом самолет встретил циклон, который продвинулся не на восток, как предполагали метеорологи, а на запад. Облачность распространялась до высоты 4000 м. Экипаж легко пробивался вверх и следовал то за облаками, то между двумя слоями облачности, изредка наблюдая солнце в разрывах облаков.

Полюс прошли на 17 минут раньше намеченного срока. За полюсом циклон закончился. Ярко сияло солнце, но льды были закрыты туманом.

Самолет пролетел еще 800 км и вновь встретил циклон, но благополучно прошел его вслепую. Показался о-в Принс-Патрик, а затем и о-в Банкс.

Канада встретила АНТ-25-1 ясной погодой. Только у земли — небольшие туманы. Самолет шел на высоте 3000 м. Когда он приблизился к Скалистым горам, появилась облачность. Самолет набирал все большую высоту. Хорошо были видны вершины Скалистых гор, не покрытые облаками.

Миновав хребет, самолет встретился с очень мощным циклоном. Громов хотел пройти слепым полетом, не поднимаясь вверх за облачность, но, попав на высоте 4500 м в сильное обледенение, он был вынужден попытаться выскочить вверх. Дойдя до высоты 5500 м, самолет все еще оставался в условиях обледенения. Необходимо было немедленно принимать меры. Экипаж решил снизиться и повернуть направо, чтобы выйти к Тихому океану. Горы были уже пройдены, и снижение до высоты 3500 м позволило выйти в слой воздуха с температурой выше нуля.

Океан был закрыт облаками. Громов вел свой самолет над ними, приближаясь к Сиэтлу.

М. М. Громов, С. А. Данилин и А. В. Юмашев перед полетом в Америку.
М. М. Громов, С. А. Данилин и А. В. Юмашев перед полетом в Америку.

Сан-Франциско пролетали ночью. Город был закрыт туманом. В это же время на борт поступила радиограмма, что все прибрежные аэродромы в районе Лос-Анжелеса и Сан-Диего закрыты туманом. Экипажу предлагалось произвести посадку в Сан-Франциско или в Сакраменто.

Командир самолета Громов в этот момент находился за штурвалом. Он подозвал к себе Юмашева и Данилина. Начали совещаться, стоит ли садиться в Сан-Франциско.

Все единодушно решили продолжать полет на юг.

Рассвет встретили над Лос-Анжелесом. Предсказание метеорологов оправдалось. От берега океана до гор все было закрыто туманом. Отыскать в таких условиях аэродром было невозможно.

Экипаж АНТ-25-1 решил пройти к границе Мексики, надеясь найти лучшие условия посадки, но все было тщетно: туман застилал землю и в этих районах. Самолет повернул назад и обнаружил в районе Маршфилда открытый аэродром. Но он оказался таким маленьким, что было рискованно посадить на него огромный АНТ-25-1. Громов продолжал делать круги над этим районом и вскоре высмотрел довольно ровное поле вблизи небольшого пункта Сан-Джасинто, расположенного рядом с Маршфилдом. Тщательно обследовав его, Громов, наконец, решился посадить самолет. Посадка прошла отлично.

Самолет находился в воздухе 62 часа 17 минут. Мировой рекорд дальности, установленный по маршруту Москва — Северный полюс — Америка, завоевали советские летчики. Маршрут самолета АНТ-25-1 превышал 10 200 км.

Перелеты Чкалова и Громова оказались возможны благодаря достижениям авиационной техники и искусству советских пилотов, которые понимали, что их труд служит прогрессу науки и прославляет их Родину.