Литература первой половины XIX в.


XIX век можно назвать золотым веком русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первую половину столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

Волна революций, которая прокатилась по Европе в 10—20-х гг., нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем, вызванный войной 1812 г., — все это говорило о непрочности самовластья во всем мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи. В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров—борцов с самодержавием. Это были декабристы, «лучшие люди из дворян», как назвал их В. И. Ленин, которые «помогли разбудить народ».

В литературе на первый план выдвигается творчество активных, или прогрессивных, романтиков, среди которых были литераторы-декабристы: Рылеев (см. ст. «К. Ф. Рылеев»), В. К. Кюхельбекер (1797—1846), А. А. Бестужев (1797—1837), А. И. Одоевский (1802—1839) — певцы революционного подвига, открыто звавшие на борьбу с самодержавием. К прогрессивным романтикам примыкали и такие талантливые поэты, как Денис Давыдов (1784—1839), Н. М. Языков (1803—1846), Д. В. Веневитинов (1805—1827) и Е. А Баратынский (1800—1844). Писателей-романтиков объединяла глубокая неудовлетворенность действительностью, страстное желание перенестись в какой-то иной, возвышенный и идеальный мир. Свои произведения они часто посвящали событиям отечественной истории, обращались к легендам, к устной народной поэзии. Это были поэты, мечтавшие о раскрепощении человеческой личности от пут деспотизма, религии, лживой морали.

С наибольшей художественной силой прогрессивный романтизм выразился в вольнолюбивых стихотворениях и романтических поэмах Пушкина (см. ст. «А. С. Пушкин»): «Вольность» и «Деревня», «Кавказский пленник» и «Цыганы».

Представителем романтизма другого типа — романтизма пассивного, или консервативного, был Жуковский (см. ст. «В. А. Жуковский»).

В середине 29-х гг. свободолюбивым стремлениям передовой части русского общества был нанесен страшный удар. Самодержавная власть быстро расправилась с декабристами — малочисленными и оторванными от народа. Наступила долгая глухая ночь николаевской реакции. «Первые годы, следовавшие за 1825 г., — писал Герцен, — были ужасающие. Потребовалось не менее десятка лет, чтобы в этой злосчастной атмосфере порабощения и преследований можно было прийти в себя. Людьми овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил».

В этой мрачной обстановке на некоторое время усиливается влияние реакционной романтической литературы.

Вместе с тем передовые романтические идеалы одушевляют людей нового поколения, пришедших в литературу в 30-е гг.: молодого Белинского (см. ст. «В. Г. Белинский»), начинающего Герцена (см. ст. «А. И. Герцен»), поэта Н. П. Огарева (1813—1877). Яркие романтические произведения — «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба» — создает молодой Гоголь (см. ст. «Н. В. Гоголь»). Наиболее полно настроения лучших людей русского общества в послепушкинскую эпоху воплощали стихи и поэмы Лермонтова («Смерть поэта», «Белеет парус одинокий», «Демон», «Мцыри»), проникнутые мятежным духом «отрицанья и сомненья», страстной жаждой борьбы и действия (см. ст. «М. Ю. Лермонтов»).

Однако 20—30-е гг. были не только эпохой бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление — реализм. «Стремление сделаться естественною, натуральною, — отмечал Белинский, — составляет смысл и душу истории литературы нашей».

Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева (см. ст. об этих писателях).

В первые десятилетия XIX в. реализм восторжествовал в баснях Крылова (см. ст. «И. А. Крылов») и бессмертной комедии Грибоедова (см. ст. «А. С. Грибоедов») «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокою истиною русской жизни».

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки», он сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.

Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя в изображении сложной внутренней жизни человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях — прежде всего «Ревизоре» и «Мертвых душах» — быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов были показаны во всей их неприглядности.

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой — в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

«Натуральная школа», сформировавшаяся в 40-х гг., представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели, которые, сплотившись вокруг Белинского, поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой», — «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова (см. ст. об этих писателях), «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича (1822 —1899) — подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.