А. С. Грибоедов (1795—1829)


Дольше ста лет слышен со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Грибоедова Фамусовы и Скалозубы.

 

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас — «Разбой! пожар!»
И прослывешь у них мечтателем опасным!

 

Недаром декабристы считали Грибоедова своим, недаром, как пишет декабрист Беляев, его комедия «волновала; наизусть повторялись ее едкие насмешки, а слова Чацкого о крепостных, которых распродают поодиночке, приводили в ярость».

Александр Сергеевич Грибоедов родился в обедневшей дворянской семье. Он получил блестящее образование: прошел курс двух факультетов Московского университета — словесного и юридического,— учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 г. Грибоедов знал восемь языков, был талантливым музыкантом. Пушкин говорил о нем, как об одном «из самых умных людей в России».

Пребывание в кругу передовой молодежи университета воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к родине, страстное желание послужить ей. В 1812 г. он вступает добровольцем в гусарский полк. По возвращении с военной службы Грибоедов пробует свои силы в литературе. В 1817 г. он поступает на службу в Коллегию иностранных дел, а в следующем году уезжает в качестве секретаря посольства в Персию (Иран).

В Персии и Грузии Грибоедов работает над комедией «Горе от ума», задуманной в 1818 г., и заканчивает ее в 1824 г. по возвращении в Петербург. Запрещенная царской цензурой к печатанию и постановке на театральной сцене, комедия Грибоедова быстро распространилась в списках по всей России.

Тем временем Грибоедов, возвращающийся к месту службы, был арестован на Кавказе в 1826 г. по подозрению в связях с декабристами. Следствию не удалось доказать причастность Грибоедова к декабристскому восстанию, и его освободили, но царская полиция уже не упускала из виду автора «Горя от ума».

В 1828 г. Грибоедову как талантливому дипломату поручили важную миссию по заключению мирного договора с Персией. Грибоедов блестяще выполнил это поручение и был милостиво принят Николаем I, который в «награду» назначил его полномочным послом в Персию. В условиях напряженных взаимоотношений России и Персии, в условиях борьбы Англии за восточные рынки «почетная» должность полномочного посла была очень опасной. Чем настойчивее требовал Грибоедов контрибуции с побежденной Россией Персии, тем больше это ожесточало персидское феодальное правительство.

В 1829 г. фанатичная толпа, подстрекаемая муллами, на которых в свою очередь влияли представители Англии, напала на русское посольство в Тегеране. Грибоедов был убит.

Похоронили его в Тифлисе, на горе Давида. На могиле А. С. Грибоедова его молодой женой, дочерью известного грузинского писателя Чавчавадзе, поставлен памятник с короткой, но трогательной надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, — зачем пережила тебя любовь моя?»

Основным конфликтом в комедии Грибоедова «Горе от ума» является столкновение «века нынешнего», представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим», т. е. консервативной и реакционно!! массой дворянства. Социальный конфликт делает комедию глубоко реалистической, придавая любовной драме Чацкого острое, общественное звучание.

Мастерство Грибоедова великолепно. «О стихах я не говорю, — писал Пушкин, — половина должна войти в пословицы». Действительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной комедии: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «Как станешь представлять к крестишку иль местечку, ну, как не порадеть родному человечку».

Грибоедову удалось создать для комедии «непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе», — писал современник поэта В. Ф. Одоевский. Грибоедов ввел в свой стих выражения разговорные и народные. «Сон в руку», «всех со двора долой», «как пить дадут», «какого ж дал я крюку», «повыкинь вздор из головы», «ох, зелье-баловница, я испужал!» — так разговаривает со своими домочадцами и слугами Фамусов. Выразительны и точны эпитеты, которыми Чацкий определяет свое отношение к новому, прогрессивному: «ум, алчущий познаний», «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным». Не менее образны его оценки «века минувшего»: «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором», «да истребит господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». Великолепны краткие характеристики Скалозуба — «созвездие маневров и мазурки», Молчалина — «низкопоклонник и делец».

Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к обществу, где процветают Фамусовы и Молчалины.

Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру пронизано все произведение.

Острой гражданской направленностью, художественностью образов, свежестью, естественностью, простотой языка комедия близка и понятна людям наших дней.