A. В. Кольцов (1809—1842)


Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор...
(«Урожай».)
 

Эти простые и задушевные строки покоряют своей поэтичностью, свежестью и, глубоко волнуя, невольно западают в душу.

И не удивительно, что уже первый небольшой сборничек автора этого стихотворения привлек к себе всеобщее внимание. О нем тепло отозвался Пушкин; великий критик Белинский посвятил ему специальную статью. Так вошел в литературу новый большой талант — Алексей Васильевич Кольцов.

Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые полноправным героем поэтического произведения стал простой русский мужик. В жизни крестьянина, который сроднился с природой, крепко полюбил «землю-матушку» и здоровый физический труд, поэт видит особую красоту и радость. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей. Это люди необычайной красоты и силы, большой и широкой души. Какая удаль, какой исполинский размах слышится в его знаменитом «Косаре»:

 

У меня ль плечо —
Шире дедова;
Грудь высокая —
Моей матушки.
 
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!

 

В лирике Кольцова перед нами предстает простая, будничная жизнь русского крестьянина с ее повседневным трудом, заботами о хлебе, думами об урожае:

 

Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.
Весело гляжу я
На гумно, на скирды,
Молочу и вею...
Ну, тащися, сивка!
(«Песня пахаря».)

 

«Сколько тут разлито радости, любви, внимания, — восхищался писатель Глеб Успенский, — и к чему? К гумну, к колосу, к траве, к кляче, с которой человек разговаривает, как с понимающим существом».

В жизни русского крестьянина поэт видел не одни только светлые стороны. Хотя он не смог (как это позднее сделал Некрасов) нарисовать ужасающие картины непосильного труда закрепощенного народа, в его песнях нередко слышится неподдельное, искреннее горе обездоленного труженика: страдания крепостной девушки, насильно выданной замуж («Ах, зачем меня»), жалобы на судьбу бедняка-работника («Раздумья селянина»).

Но покоряются своей горькой участи лишь немногие из героев кольцовских песен. Гораздо чаще они отправляются на поиски счастья, мстят своим обидчикам, уходят в леса, чтобы «переведаться» со своею «злою долей».

 

Иль у сокола
Крылья связаны?
Иль пути ему
Все заказаны?
(«Дума сокола».)

 

Сокол, рвущий свои путы, стремящийся на волю, — вот каков русский человек!

Образ сокола — гордой, свободолюбивой птицы — один из самых излюбленных в устной народной поэзии, к сокровищам которой Кольцов постоянно обращался. Недаром называл он песнями многие свои стихотворения.

Ведь именно в песнях русский народ чаще всего изливает свою душу. Вот почему так естественно звучат в кольцовских стихотворениях многочисленные слова, обороты и выражения, характерные для народно-поэтической речи: «кручинушка», «головушка», «добрый молодец», «грусть-тоска», «поле чистое» и другие.

Выразить чувства и помыслы русского крестьянина в простой, доступной народу форме Кольцов смог потому, что «не понаслышке, не из книг» знал «его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни» (Белинский). Хотя он был сыном прасола (торговца скотом), жизнь его почти не отличалась от крестьянской. Будущий поэт получил весьма скудное образование. Ему приходилось перегонять стада, пахать, рубить дрова. Всю жизнь он тяготился деспотизмом отца, который заставлял его заниматься торговлей. На творчество Кольцова оказала глубокое влияние личная трагедия: его невесту — крепостную крестьянскую девушку Дуняшу продали в далекое село, навсегда разлучив с горячо любившим ее юношей-поэтом.

Тяжелую жизнь Кольцова скрашивала рано пробудившаяся в нем страсть к поэзии. Ночуя в степи, поэт любил слушать рассказы чумаков да народные песни.

Подлинно народными стали и многие песни самого Кольцова («Соловьем залетным», «Хуторок», «На заре туманной юности»). Положенные на музыку, они поются, по выражению Белинского, «на всем пространстве беспредельной Руси».