А. А. Фет (1820-1892)


Афанасий Афанасьевич Фет был одним из замечательных поэтов-лириков прошлого века, ярким и своеобразным мастером русского стиха.

«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и ясный морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах.

Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

 

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой»
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

 

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, в них слышится упоение жизнью, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные •оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

 

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
 

Тончайшим узором фетовских стихов восхищался Некрасов: «Так ловить минутные внутренние движения, прежде чем они исчезнут... так уметь облекать их звуками!»

Правда, читая чудесные, мастерски написанные стихи Фета, замечаешь, что поэт пишет исключительно о красоте природы и счастье любви. В его лирике мы не найдем глубоких раздумий, страстных, мучительных поисков истины и уж тем более — откликов на политические события, волновавшие страну.

Фет был одним из крупнейших представителей так называемого «чистого искусства». Подобно Майкову, Полонскому и в какой-то мере Тютчеву, он рассматривал художественное творчество как единственное убежище «от всяческих скорбей, в том числе и гражданских», и стремился противопоставить искусство действительности.

Но несмотря на узкий круг тем творчества Фета, его лучшие стихи и сейчас пленяют нас чудесным, поэтическим изображением русской природы, ясностью и чистотой чувств.