A. П. Чехов (1860-1904)


Вот что однажды написал Чехову Максим Горький: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю». Другой почитатель таланта Чехова — художник Илья Репин— писал ему о рассказе «Палата № 6»: «Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце такая неотразимо глубокая и колоссальная идея человечества. Какой Вы силач!»

Многие рассказы Чехова занимают не больше нескольких страниц. Нужно было обладать особенными совершеннейшими приемами, чтобы уметь так кратко и просто, изображая мелочи жизни, передать глубокое содержание и правдиво нарисовать характеры людей.

Чехов был гениальным юмористом. Больше всего смешных рассказов Чехов написал в молодости, когда был студентом и подписывался псевдонимом Антоша Чехонте. Сколько ни перечитываешь такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Экзамен на чин», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник» и многие другие — всегда смешно и... немного грустно. Он высмеивал все дурное, все мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Но больше всего Чехов ненавидел пошлость и обывательское равнодушие. Подчас пошляки и обыватели способны отравить жизнь целому городу. Таков учитель греческого языка Беликов из рассказа «Человек в футляре». Увидел он девушку на велосипеде — и возмутился: неприлично. Услышал громкий смех и шутки — возмутился: нарушение порядка. Он боялся всякого свежего слова, самостоятельной мысли, всего нового. Любимое его выражение — «как бы чего не вышло». Но Беликов не только смешон — он страшен. И страшно было не только тем, кто сталкивался с Беликовым в рассказе Чехова; страшно было и тем, кто читал этот рассказ. Читатель не мог не понять, что на таких, как Беликов, держался царский режим. Так смешное у Чехова переходило в грусть или становилось страшным, так его искусство комического служило важным и значительным общественным целям.

Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге, в семье мелкого торговца. У Антоши было четверо братьев и сестра; жили в постоянной нужде. Отец Чехова, Павел Егорович, был суровым и религиозным человеком. Он заставлял детей петь в церковном хоре, за детские шалости строго наказывал. В 1868 г. Антон Чехов поступил в таганрогскую гимназию. В 1873 г., будучи гимназистом, одновременно обучался в ремесленном классе Таганрогского уездного училища портняжному делу. В 1876 г. Павел Егорович, разорившись, переехал с семьей в Москву, где учились старшие сыновья. Шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге один, зарабатывая на жизнь частными уроками и помогая родителям. Уже в эти годы проявился его писательский талант: Чехов участвовал в рукописном гимназическом журнале, любил играть в любительских спектаклях, сочинял юмористические пьесы. Окончив гимназию, Чехов в 1879 г. переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы Чехов много печатался в юмористических журналах. Удивительную силу воли проявил юноша Чехов, воспитывая себя и своих старших братьев. Все это мы узнаём из его писем к братьям — увлекательных, шутливых и серьезных одновременно.

В одном из писем, упрекая брата Николая в невоспитанности, он перечисляет признаки воспитанных людей. 4-й пункт, например, написан так: «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...» Эти качества Чехов сумел воспитать в себе. Он стремился вызвать благородные человеческие качества и в читателях своих рассказов, возбуждая отвращение к любым проявлениям лжи и пошлости.

В 1890 г., уже будучи знаменитым писателем, Антон Павлович совершил тяжелое и длительное путешествие на о. Сахалин — место каторги и ссылки в царской России. Это было тем более трудно, что писатель ъ это время уже был болен туберкулезом. Именно в этой поездке и во время пребывания на Сахалине Чехов особенно остро почувствовал тягости самодержавного строя, бездушие царских чиновников, невыносимость, тюремную духоту тогдашней русской жизни. Свою поездку он описал в книге «Остров Сахалин», вышедшей в 1895 г.

Но возвращении с Сахалина А. П. Чехов и написал «Палату № 6». Владимир Ильич Ленин так говорил об этом произведении своей сестре Анне Ильиничне: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».

В 1892 г. Чехов поселился под Москвой в деревне Мелихово. В усадьбе, где жил писатель, сейчас находится музей Чехова. В связи с переездом в деревню Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке...» (М. Дмитровка— улица в Москве; теперь — улица Чехова.)

В 90-е гг. Чехов активно занимался общественной деятельностью. В 1892 г., когда от неурожая в России свирепствовал голод, Чехов выезжал в голодающие губернии для оказания помощи по сбору средств, организации столовых. В 1892—1893 гг. работал участковым врачом во время эпидемии холеры. В 1897 г. участвовал во всеобщей переписи населения. Чехов построил на свои средства несколько школ для крестьянских детей в селах Московской губернии, создал в Таганроге городскую библиотеку и до конца жизни снабжал ее книгами.

Деятельное участие в общественной жизни, общение с народом постоянно давали писателю неисчерпаемый материал для его произведений. Он хорошо знал жизнь самых различных слоев и города, и деревни: интеллигенции (врачей, учителей, студентов, чиновников), крестьянства, буржуазии (купцов, помещиков, фабрикантов). Жизнь эта была безрадостна, и поэтому в рассказах и пьесах Чехова юмор часто сочетается с грустью. Эпоха, в которой жил и писал Чехов, была очень мрачной. В 80-е гг. в России царила политическая реакция. Полиция преследовала не только активных революционеров, но и всякое свободомыслие. Люди боялись откровенно высказывать свои взгляды. И Чехов, высмеивая трусость, равнодушие, мещанские интересы, стремление спрятаться в свою нору, призывал русское общество к активной деятельности, к труду на благо народа.

Однако в рассказах и пьесах Чехова живут, конечно, не только пошляки и обыватели. Лучшие его герои мечтают о красивой жизни, о счастье и творческом труде. Таковы чудесные, обаятельные сестры из пьесы «Три сестры», такова Надя — героиня рассказа «Невеста» и Аня в пьесе «Вишневый сад».

В 1899 г. Чехов переселился для лечения туберкулеза в Ялту. В это время пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры») с огромным успехом шли в Московском Художественном театре. Несмотря на отсутствие в чеховских пьесах ярких событий и острой интриги, они увлекают тонкостью изображения настроений, чувств, мыслей людей. МХАТ сумел передать на сцене особую лирическую поэтичность драматургии Чехова.

Летом 1904 г. здоровье писателя ухудшилось, и он выехал для лечения в Германию. Там, на немецком курорте Баденвейлер, 2 (15) июля 1904 г. Антон Павлович Чехов умер. 9 июля на Ново-Девичьем кладбище состоялись его похороны

Прошло более полувека со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Сельские эскулапы», «Шведская спичка», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Медведь», «Маска», «Свадьба», «Попрыгунья», «Невеста», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира.