Ф. И. Тютчев (1803—1873)


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

 

Кто не знает этих замечательных строк!

Их автор Федор Иванович Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков.

Во многих своих стихах пишет он о природе и всегда изображает ее как нечто живое, одухотворенное. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», — утверждает поэт. Словно человек, она живет и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Первый весенний гром не просто гремит, а «грохочет», «как бы резвяся и играя»; зима «злится», уступая дорогу весне; «полураздетый, лес грустит» хмурым осенним днем; в бурю вершины исполинских деревьев склоняются друг к другу, как будто «совещаясь меж собой».

Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли, воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Поэт-мыслитель, Тютчев ставит и решает вопросы, всегда волновавшие людей: об окружающем нас мире, о жизни и смерти, о назначении и судьбе человека.

 

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла—
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело, —
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

 

Чарует картина «радужного виденья», нарисованная в этом стихотворении. И в то же время оно проникнуто горестной мыслью о недолговечности счастья, которое, точно радуга, освещает жизнь на несколько мгновений, а затем исчезает быстро и бесследно.

И другие стихотворения Тютчева: «О жизни той, что бушевала здесь», «Смотри, как на речном просторе», «О чем ты воешь, ветер ночной» — проникнуты такими же трагическими настроениями. В сердце поэта, «полном тревоги», находят глубокий, взволнованный отклик человеческие горести и страдания:

 

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

 

Это стихотворение было с восторгом встречено Некрасовым, который почувствовал, что речь здесь идет не о страданиях людей вообще, но в первую очередь о «неистощимых и неисчислимых» бедствиях русского народа. В стихотворениях «Русской женщине», «Эти бедные селенья» поэт еще более ясно и отчетливо выражает сострадание своему порабощенному народу и любовь к родному краю. Недаром Добролюбов, великий русский критик и революционер, ставил в заслугу Тютчеву, что в его лирике «глубокая дума» возбуждается «не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Тютчев любил повторять, что не считает литературу своим главным делом. Сразу же после окончания Московского университета он поступил на дипломатическую службу и более двадцати лет прожил за границей (преимущественно в Германии), а затем до конца дней возглавлял один из цензурных комитетов. За свою долгую жизнь поэт написал сравнительно немного и лишь в 1854 г. по настоянию Тургенева выпустил первый сборник стихотворений. Но «книжка небольшая» его стихов оказалась, по меткому выражению Фета, «томов премногих тяжелей».

Восторженными поклонниками тютчевского таланта были многие русские писатели и поэты: Пушкин и Некрасов, Тургенев и Лев Толстой. Высоко ценил его и Владимир Ильич Ленин, в рабочем кабинете которого стоял томик стихов поэта.

И сегодня нам близка и дорога поэзия Тютчева — поэзия глубоких мыслей и сильных чувств.