О чем рассказывается в этом томе


Дорогие юные читатели! Уже недалеко то время, когда советский народ, руководимый Коммунистической партией, завершит на своей земле построение коммунистического общества. Вам, молодому поколению, предстоит не только активно участвовать в этом великом преобразовании нашей страны, но и работать, и жить при коммунизме.

Член коммунистического общества должен быть всесторонне развитым человеком. Во всестороннем развитии человека велика роль не только науки и техники, но и искусства. Искусство обогащает чувства человека, доставляя ему много радости, учит видеть в жизни и в людях прекрасное и безобразное, помогает в ярких, живых образах познавать жизнь в прошлом и настоящем, мечтать о прекрасном будущем.

В эпоху расцвета нашей социалистической культуры советскому народу и его подрастающему поколению даже в самых далеких уголках Советского Союза доступны все виды художественных богатств. Для вас, дорогие друзья, миллионными тиражами издаются книги, пишутся пьесы, выпускаются кинофильмы. Вы можете заниматься в литературных, драматических, хоровых и многих других творческих кружках; вы можете слушать лекции по истории искусства, знакомиться с произведениями лучших композиторов и художников в школе, по радио и телевидению, смотреть кинофильмы об искусстве.

Для вас, наши юные читатели, издается первая в СССР Детская энциклопедия. Этот том введет вас в мир искусства, в мир прекрасного, познакомит с историей литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, театра, кино и цирка, расскажет о наиболее выдающихся явлениях советской литературы и искусства.

Произведения, созданные художниками и писателями, музыкантами и архитекторами, — замечательная летопись и прошлого, и настоящего человечества, летопись его дум и чаяний, его борьбы за светлое будущее. Чтобы лучше «читать» эту летопись по произведениям различных искусств, надо знать, хотя бы в общих чертах, историю литературы и искусства, разбираться в особенностях каждого вида искусства, в его языке, выразительных средствах.

Общие сведения о сущности того или иного вида искусства вы получите из вводных статей, помещенных в начале каждого раздела. В отдельных случаях вы увидите приложенные к статьям таблицы, которые дают наглядное представление об архитектурных стилях, театральных зрелищах разных эпох, разных народов. Народное изобразительное искусство, искусство древнего Египта, Китая, Индии и других стран иллюстрируется цветными вклейками.

Отдельные виды искусства в статьях нашего тома рассматриваются по странам в их исторической последовательности. После общих обзоров в большинстве случаев идут отдельные очерки о жизни и творчестве крупнейших мастеров литературы и искусства, которые, собственно, и составляют основное содержание тома.

История музыки, театра, кино, изобразительного искусства почти не изучается в школе. Недостаточно систематично изучается в школе и зарубежная литература и ее история.

Именно поэтому в настоящем томе наряду с русской и советской литературой и искусством значительное внимание уделено зарубежной литературе, театру, изобразительному искусству.

Литература и искусство все больше становятся частью жизни советских людей. Растет количество самых разнообразных книг, звучит музыка по радио, почти в каждой школе имеются музыкальные записи, диафильмы по искусству, репродукции картин, растет число театров, музеев.

Разве не интересно познакомиться с важнейшими архитектурными стилями или узнать о том, как развивался театр, какой путь прошло самое молодое, но уже ставшее наиболее популярным из искусств — искусство кино!

Слова, звуки, краски, твердый мрамор и гранит благодаря труду замечательных художников вместили в себя всю историю жизни человечества, стали памятником его борьбы за всеобщее счастье.

Советские люди — наследники всех завоеваний, всех достижений мировой и отечественной культуры. Каждому школьнику следует помнить обращенные к молодежи слова великого Ленина о том, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Задача данного тома энциклопедии — открыть читателям двери к этим богатствам науки и культуры.

Детская энциклопедия — не школьный учебник, и иногда в ней не столь подробно освещается то, что и без ее помощи можно узнать на уроках, и подробнее рассказывается о таких областях литературы и искусства, которые не входят в учебную программу.

Нам приходилось выбирать из колоссального материала истории литературы и искусства лишь наиболее существенное, лишь самые необходимые сведения и понятия. Узнать более подробно о жизни и творчестве тех писателей, художников, музыкантов, актеров, о которых в очерках и обзорах говорится слишком кратко, вам поможет рекомендательный список книг по вопросам искусства (библиографический указатель), помещенный в конце книги. Чтобы облегчить чтение тома, в конце его имеется также словарь-указатель, поясняющий встречающиеся в статьях имена, понятия и термины.

Обращаем внимание читателя на одну особенность нашего тома. В конце каждого большого раздела помещены статьи, где дается ряд полезных практических советов: как читать книгу, слушать музыку, учиться рисовать, работать над ролью в пьесе, как можно устроить теневой и кукольный театры, и т. д.

В работе над томом «Литература и искусство» принимали участие хорошо известные вам писатели, деятели искусства, крупнейшие ученые и педагоги нашей страны. Они писали свои статьи, стремясь раскрыть перед вами сокровища искусства, как прошлого, таки настоящего, помочь вам понять место и значение искусства в жизни и борьбе народов за светлое будущее. Мы надеемся, что эта книга поможет вам полюбить прекрасное и еще яснее видеть его в борьбе за утверждение коммунизма.