Что такое искусство


Трагедии Эсхила и драмы Островского, поэзия Гомера и Пушкина, музыка Бетховена и Чайковского, скульптура Микеланджело и живопись Репина, архитектурный ансамбль Росси и спектакль МХАТа — все бесчисленные творения художественного гения человека объединяются в единое понятие «искусство». Что же такое искусство?

Ответ на этот вопрос дает особая наука — эстетика, изучающая прекрасное в жизни и искусстве. С тех пор как в древнем мире возникли первые зачатки эстетических знаний, когда человеческое общество разделилось на классы, было высказано немало различных суждений об искусстве. Такой интерес к определению искусства вызван той огромной ролью, которую оно всегда играло и играет в жизни людей.

Верное понимание искусства дает материалистическая эстетика. Человеческое сознание, учит марксизм, зародилось в труде. Труд же породил и способность человека создавать произведения искусства. Непреложным законом является нераздельная связь искусства с жизнью.

Много тысяч лет тому назад на земле не было ничего из того, что окружает нас ныне. В диких лесах бродили небольшие группы первобытных людей. Они вели полуживотный образ жизни, собирали коренья и травы, ели мясо убитых на охоте животных. Оружием и орудием труда служил тогда острый камень. Со временем люди научились специально обрабатывать, заострять камни, придавая им определенную форму — в зависимости от назначения. Так человек впервые столкнулся с понятием формы предмета, соразмерности его частей, а в дальнейшем научился создавать такие вещи, которые могли удовлетворять возникавшее у него эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного. В связи с нуждами практической деятельности человек начал также воспроизводить зрительные и словесные образы окружающего мира. Острый глаз и зрительная память первобытного художника помогали ему создавать изображения животных на стенах пещер, по-видимому, в целях передачи знаний. Первоначально и танцы, видимо, были одной из форм обучения подрастающего поколения. Будущий воин и охотник, подражая движениям взрослых, развивал в себе силу и ловкость. Танцы нередко сопровождались песнями. Сначала это были всего лишь отдельные выкрики, пояснявшие происходившее.

Так первобытный человек не только передавал сородичам накопленные сведения, но и пытался объяснить окружающий его чуждый и таинственный мир. Не понимая, почему и зачем возникают те или иные природные явления, человек олицетворял их в наглядных образах таинственных существ, якобы наделенных сверхъестественной силой. Постепенно складывались мифы — первые произведения устного творчества. Обогащенные народной фантазией, они передавались из поколения в поколение безыменными сказителями.

Таким образом, искусство возникло и развивалось как особый род практической деятельности.

Занятия этой деятельностью и плоды ее — произведения искусства — создавали человеческую способность наслаждаться красотой. Развивающиеся эстетические потребности людей вызывали к жизни все новые и новые произведения искусства.

В обществе, разделенном на классы, появились художники-профессионалы. Но как бы ни усложнялась и ни изменялась в дальнейшем деятельность художника, музыканта, писателя, артиста, ее особенностью оставалось все то же стремление: пользуясь средствами искусства, познать жизнь, и прежде всего жизнь человека в его отношениях к природе и обществу.

Каковы же эти «особые средства искусства» и чем отличается искусство от науки?

Если вы попытаетесь сравнить хотя бы статью Большой Советской Энциклопедии «Днепр», которая начинается словами: «Днепр... вторая по длине и площади бассейна река в Европейской части СССР...» — с известными строками Н. В. Гоголя «Чуден Днепр...» или с картиной А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», то вы в какой-то степени сможете уловить разницу между наукой и искусством. Если наука отражает жизнь в понятиях, обобщающих существенные, т. е. наиболее важные признаки предметов, то в искусстве жизнь предстает перед нами в виде живых образов. Отражение жизни в образах — особенность, присущая всем видам искусства: художественной литературе, живописи, графике, скульптуре, кино, театру, музыке, архитектуре, прикладному искусству и т. д.

В некоторых видах искусства, например в изобразительном искусстве, кино, театре, образ создается путем непосредственного изображения явлений жизни и в первую очередь — человека. В других видах искусства мы не найдем наглядного образа: он возникает в нашем воображении при чтении или прослушивании произведения.

В художественной литературе образ создается нашей творческой фантазией при чтении словесного текста. Здесь слово оказывается средством обрисовки картин человеческой жизни и человеческих характеров. Однако существуют (например, в музыке) и неизобразительные образы.

Такие образы вызывают в нашем сознании не наглядные представления, а тонкие неуловимые чувства, настроения, переживания, которые сами по себе способны подсказать нашему воображению те или иные образы. Разве не представляется нам бушующее море, когда мы слушаем сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада»; разве не предстают перед нами картины родной русской природы, когда звучат мелодии «Времен года» Чайковского?

Образы действительности можно встретить и в научной литературе. Но подробнейшее описание городов и ландшафта, флоры и фауны земли, создающее конкретные образы, никому не придет в голову называть художественным. Не создают художественных образов и анатомические, технические рисунки, которые мы находим в научных изданиях.

Образы искусства немыслимы без участия творческой фантазии. Именно ею создан целый мир персонажей, имена которых стали нарицательными. Могучая сила фантазии породила образ Евгения Онегина. Лермонтовский Печорин — вымысел поэта, плод его воображения.

Сотни и тысячи художественных образов «сочинены» их творцами на основе переработки жизненных впечатлений.

Художник подобен волшебнику, преобразующему мир: все, к чему он прикасается, мгновенно расцветает. В его руках обычный гранит оказывается тонким средством передачи человеческих переживаний, а краски вдруг оживают на холсте то утренней зарей, то вечерней росой. Танцовщик и танцовщица умеют рассказать языком танца о таких тончайших движениях души, которые не описать словами. Под пером писателя обычное слово, стертое, как старая монета, становится поэтичным и выразительным. Но одно — пусть даже совершенное — техническое умение художника еще не дает возможности создавать образы, заставляющие нас любить и ненавидеть, задумываться о смысле жизни, о прошлом и будущем. Настоящий художник тот, кто умеет раскрывать в своих произведениях правду жизни, ее смысл.

Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают слезы, восторг, негодование, оставляют глубокий след в сознании. Исчезает радость первого непосредственного впечатления, но произведение не забывается! Благодаря ему вы узнали о тех сторонах жизни, которые, быть может, были до сих пор вам неизвестны, на многое посмотрели с иной точки зрения, «иными глазами». Искусство открывает путь к знанию о прошлом нашего и других народов, о национальных героях. По произведениям Шекспира, Пушкина, Толстого, Рембрандта, Сурикова, Бетховена, Чайковского и других великих художников мы познаем историю не в меньшей мере, чем по учебным п научным книгам. Чувства и мысли, характеры и поступки человека, многогранную жизнь общества в прошлом и в наши дни открывает нам искусство. Кроме того, познание средствами искусства включает в себя и самопознание: узнавая о других людях, мы открываем и в себе какие-то новые стороны, какие-то особенности, глубже осознаем себя как личность. Замечательное свидетельство подобного воздействия музыки на человека мы находим у Николая Островского. Он писал: «Я видел в жизни много крови и страдания. Расти мне пришлось в тяжелое время. Мы не щадили врагов, но не берегли и себя. Сейчас я писатель, мне приходится описывать жизнь. Сцены гражданской войны свежи в моей памяти, как и чувство ненависти к врагу. Но любви в своей жизни я знал немного. И вот Чайковский открывает в моей душе такие интимные чувства, вызывает во мне такие нежные мысли, о существовании которых я раньше даже не подозревал».

Познание жизни средствами искусства вырабатывает у человека определенное к ней отношение. Настоящий художник, творения которого близки и дороги сердцу народа, не может быть простым «делателем» образов. Через художественные образы он выражает свое отношение к миру н дает ему оценку с позиций своего идеала, т. е. представления о совершенстве жизни.

Искусство — явление общественное, а художник, сознает он это или нет, — представитель определенных общественных сил или классов, их художественный выразитель. Он не может быть равнодушным наблюдателем жизни общества, борьбы классов, партий.

С тех пор как существует Советское государство, в самых разнообразных формах проводится в жизнь у нас ленинское указание о том, что искусство должно принадлежать народу, должно уходить в самую толщу широких трудящихся масс. С каждым годом советское искусство делается все ярче, все сильнее и глубже входит в жизнь народа. Каждая братская национальная республика вносит свой вклад в художественную жизнь страны.

Советское искусство необычайно богато творческими индивидуальностями. Каждый из наших замечательных мастеров неповторимо своеобразен и отличается особым видением мира.

И вместе с тем мы с полным основанием объединяем их всех общим понятием «социалистические реалисты», подчеркивая этим не только общность их принципа правдивости в показе действительности, но и общность их коммунистического идеала.

Будь то драматическое произведение или лирическая поэма, роман или симфония, скульптурная композиция или фильм — мы безошибочно отнесем их к искусству социалистического реализма, если увидим, что художник правдиво отразил существенные стороны жизни и что его вдохновлял наш коммунистический идеал. Социалистический реализм предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Искусство социалистического реализма — это мощное орудие воспитания трудящихся в духе коммунизма, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Воздействие искусства на человека необычайно многообразно. Оно обогащает нас знаниями и мыслями, доставляет эстетическое наслаждение и одновременно способствует формированию наших взглядов на жизнь, расширяет культурный кругозор, обогащает и развивает наши чувства и вкусы.

Подлинное искусство может и должно, говоря словами Пушкина, пробуждать «чувства добрые», укреплять в человеке веру в прекрасные, истинно гуманистические идеалы, решимость следовать им и бороться за них. Рисуя высокохудожественные, правдивые картины жизни, художник учит нас разбираться в том, что является прекрасным, а что — безобразным в жизни.

В антагонистическом, классовом обществе между искусством и народом стоят эксплуататорские классы, обрекающие народ на темноту и невежество, использующие искусство в своекорыстных целях. Ныне правительства наиболее реакционных капиталистических стран всячески поощряют искусство, развращающее сознание людей. Но рядом с этим человеконенавистническим искусством там развивается демократическое искусство, утверждающее идеалы народа, отражающее возмущение угнетенных, их взгляд на мир.

Высокую миссию художника-гражданина, художника-борца за передовые идеи времени осуществляют деятели советского искусства. Они находятся в самой гуще событий, своевременно подмечают новые явления и процессы, оценивают и разъясняют народу их смысл с марксистско-ленинских позиций. Своим творчеством они помогают решить самые животрепещущие проблемы нашей жизни — от таких вопросов, как построение коммунизма и борьба за мир во всем мире, до вопросов, встающих перед советским человеком в его личной жизни.

В наши дни, как указано в резолюции XXI съезда КПСС по докладу товарища Н. С. Хрущева, «деятели литературы, театра, кино, музыки, скульптуры и живописи призваны еще выше поднять идейно-художественный уровень своего творчества, быть и впредь активными помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания трудящихся, в пропаганде коммунистической морали, в развитии многонациональной социалистической культуры».