Мифы древнего мира


У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости. В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, непостижимым и чудесным. В смене дня и ночи, в разбушевавшихся волнах моря, в раскатах грома— повсюду видели люди проявление воли богов: добрых или злых, в зависимости от того, какое влияние оказывали они на их жизнь.

Фантазия древнего человека олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли боги Любви, Раздора, Обмана, Справедливости и т. д.

Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции, называемые мифами («миф» — по-гречески рассказ). Греки представляли себе богов в виде людей, только более совершенных, обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем же остальном боги в мифах ничем не отличаются от человека: они враждуют между собой, страдают, любят, веселятся, едят, пьют. Эти существа в воображении греков населяли воздух, землю, воду и подземный мир.

Но и сами боги, по представлениям греков, появились не сразу. В начале всех начал, как рассказывают мифы, был лишь один бесконечный Хаос. Из Хаоса родилась Любовь, и благодаря ее великой силе начал создаваться мир. Появилась Земля — Гея, а в глубине ее вечная тьма — Тартар. Ночь и Мрак породили Эфир и День, отсюда произошла смена дня и ночи. Земля создала Небо, Горы и Море. От союза Земли — Геи с Небом — Ураном появились могучие титаны. Они создали Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Один из титанов — Крон отнял власть у своего отца Урана, но, боясь, как бы собственные дети не обрекли его на такую же участь, Крон безжалостно проглатывал их всех.

Когда же дело дошло до последнего ребенка, Зевса, жена Крона — Рея подала мужу камень, завернутый в пеленки, который он и проглотил, не подозревая обмана. А Зевс тем временем был спрятан на острове Крите. Когда он вырос, то сверг власть отца, заставил Крона вернуть всех проглоченных детей и сам воцарился на небе. Одному из братьев своих, Посейдону, отдал он во владение море, а другому, Аиду (или Плутону), — подземный мир.

Царствует на небе великий Зевс, верховный владыка богов и людей: он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы. Главное местопребывание богов—небесные чертоги на вершине горы Олимп. Здесь пируют бессмертные боги, вкушая особую божественную пищу — амброзию и нектар; здесь решают они важнейшие вопросы, касающиеся судеб человечества. Вместе с Зевсом в золотых чертогах живут жена его Гера, покровительница брака и рождения, и любимая дочь Афина-Паллада, богиня мудрости и доблести.

На пир богов приходит и брат Зевса — Посейдон, повелитель морей. Когда мчится Посейдон на своих морских конях, расступаются Волны, а когда ударяет своим трезубцем, на море начинается буря.

Богиня любви, Афродита, родилась из пены морской близ острова Кипра. Ее сын, шаловливый и капризный Эрот, мечет свои стрелы в сердца богов и людей, зарождая в них любовь, а спутник Афродиты — бог брака Гименей приносит радость супругам в их Совместной жизни.

Почетное место занимают бог света Аполлон (Феб) и сестра его — богиня охоты Артемида. Аполлон почитался как бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. Он — покровитель поэтов, художников, музыкантов; покровитель юной силы и ловкости. Его спутницы — девять Муз. И среди них покровительницы искусств: Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танца, Каллиопа — эпоса, Талия — комедии. Аполлон считался также исцелителем болезней и богом, предсказывающим будущее.

На Олимпе живут и бог войны, кровожадный Арес, и вестник богов, хитрый и изворотливый Гермес —покровитель торговцев и воров.

По мере того как менялся образ жизни людей, менялись их представления о богах. С развитием земледелия и ремесел особое значение приобрела богиня земледелия Деметра, а бог огня Гефест стал в то же время и покровителем кузнецов. Когда же в Грецию пришла культура винограда, появился новый бог — Дионис (или Вакх), бог виноградной лозы, вина и опьянения.

Жутко и мрачно в царстве Аида — хозяина подземного мира, где струятся воды Леты — источника забвения. В это царство теней уходят души умерших. Их перевозит на своей ладье через адскую реку Ахеронт угрюмый старик Харон. Ворота царства сторожит чудовищный пес с тремя головами Кербер (Цербер). У трона Аида стоят бог смерти Танат и бог сна Гипнос. Ужасные муки терпят грешники в загробном мире. Коринфский царь Сизиф за коварство и обман осужден вкатывать на гору огромный камень. Но лишь только камень достигает вершины, как тут же скатывается вниз. И снова Сизиф должен приняться за свою нескончаемую работу. Сын Зевса Тантал за свои злодеяния обречен на вечные муки жажды, голода и страха. Он стоит по горло в воде, а над ним свисают плоды фруктовых деревьев. Но лишь только наклонится Тантал к воде, она опускается, лишь только протянет руку к плодам, ветви поднимаются ввысь. Над головой Тантала нависла скала, грозящая ежеминутно обрушиться на него.

Всесильны боги Эллады, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Их три сестры — Клото, Лахесис и Атропа. Они плетут нить жизни и определяют судьбы богов и людей.

Олимпийские боги создали человеческий род. Но когда Зевс в гневе на людей задумал погубить их, титан Прометей восстал против него. Он похитил у Зевса искру божественного огня, которую передал людям, и они получили разум и память. Зевс жестоко наказал титана: Прометей был прикован к скале и орел прилетал ежедневно клевать его печень. Но не склонился титан перед могуществом Зевса и стойко вынес все мучения.

От союза богов с людьми произошли герои. Это — богатыри, прославившиеся своими великими деяниями на благо человечества. Мифы о героях так же интересны, как и сказания о богах. В них повествуется о борьбе и страданиях человека, о его торжестве над стихиями природы.

Эти мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры: о людях выдающейся храбрости, ума и отваги, очистивших мир от разбойников и диких зверей; б первых мореплавателях, посетивших далекие страны; о доблестных и мудрых правителях, освобождавших отечество от чужеземного ига и устанавливавших справедливые законы и порядки. В поэтических сказаниях о героях отразился весь духовный мир древних греков с их идеалами и любовью к красоте.

В каждой области древней Греции существовали свои мифы о местных героях, родоначальниках и покровителях племени. Но самым прославленным героем греческих сказаний и притом общенациональным героем был сын Зевса Геракл (Геркулес). В представлении народа Геракл — образец всех нравственных и физических совершенств. По воле богов он должен был поступить в подданство царя Микен Эврисфея и совершить 12 великих подвигов, требовавших не только силы и смелости, но и большой выдержки и воли. Он убил огромного льва, наносившего ущерб жителям города Немей, и уничтожил девятиглавую Лернейскую гидру, которая, засев в болоте, увлекала туда людей и животных. Затем Геракл отправился в город Стимфалы и перебил чудовищных птиц с медными когтями и перьями. Герой одолел кабана, жившего на горе Эриманфе, и укротил бешеного быка на острове Крите. Он отвел воду реки Алфея так, что она, устремившись по новому руслу, очистила от навоза скотный двор царя Авгия, в течение многих лет загрязнявшийся тремя тысячами быков.

Много других славных подвигов совершил герой, но самым великим из них была его победа над ботом смерти Танатом. За необычайные подвиги, за смелость, благородство и честность боги даровали Гераклу бессмертие.

Среди мифов о местных героях одно из первых мест занимает сказание об афинском царе Тезее. Афиняне приписывали ему объединение отдельных округов Аттики в одну область и установление в Афинах демократического строя. Когда Тезей, очистив путь от разбойников, пришел в Афины, то узнал, что правитель могущественного острова Крита Минос вторгся с многочисленным войском в пределы Аттики и принудил ее жителей к уплате ужасной дани: через каждые девять лет Афины должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру, чудовищу с головой быка и туловищем человека. Минотавр жил в Лабиринте. Это здание имело бесчисленное количество комнат и столько запутанных ходов, что всякий, кто попадал туда, уже не мог выбраться наружу и становился жертвой чудовища. Тезей решил освободить отечество от этой страшной дани и отправился в числе посланных юношей на Крит. Он смело ринулся в бой и одержал победу над Минотавром, а потом, следуя по направлению нити, подаренной ему дочерью Миноса Ариадной, легко нашел обратный путь из Лабиринта и вместе с товарищами покинул остров.

О грандиозном событии — освоении греками Черного моря — рассказывается в мифе о походе аргонавтов (моряков с корабля «Арго»), отправившихся на Кавказское побережье в Колхиду за золотым руном (шерстью) священного барана. Во главе этого похода стоял Ясон из фессалийского города Иолка. Много стран и племен посетили аргонавты, много приключений и опасностей видели на своем пути, пока не достигли Колхиды. Местный царь Ээт заявил Ясону, что отдаст ему золотое руно, если он вспашет поле на огнедышащих медных быках и, засеяв его зубами дракона, перебьет воинов, которые вырастут из этих зубов. С помощью царской дочери волшебницы Медеи герою удалось выполнить требование царя, но тот не отдал ему обещанного и замыслил погубить аргонавтов. Тогда Ясон вместе с Медеей пробрались ночью в священную рощу, похитили золотое руно, вернулись на корабль и отплыли от Колхиды. Долог и труден был их обратный путь, но, преодолев все опасности, аргонавты благополучно прибыли на родину Ясона.

Мечты древних о полете по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе и зодчем Дедале, строителе Лабиринта на Крите. Скрепив перья птиц воском, Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару, и полетели они с Крита через море в Сицилию. Но Икар забыл советы отца: слишком близко подлетел он к солнцу. Шар растопил воск, скреплявший перья, они рассыпались, и юноша с огромной высоты упал в море. По его имени это море стало называться Икарийским.

С самых древних времен греки высоко ценили искусство и особенно музыку. Любовь к музыке создала поэтическое сказание о певце Орфее, зачаровавшем своей игрой и пением не только живую природу, но и обитателей подземного мира. Тоскуя по своей умершей супруге Эвридике, Орфей спустился в мрачное царство Аида. Там, представ перед богами, запел он им печальную песнь о своей любви. Тронули неумолимых подземных богов песни Орфея, и Аид разрешил певцу взять жену на землю. Но бог запретил Орфею оглядываться назад, пока он не выйдет на поверхность земли. Не выдержал Орфей испытания: желая узнать, следует ли за ним жена, он обернулся и тень Эвридики снова удалилась в царство мертвых.

Среди многочисленных и самых разнообразных мифов существует ряд сказаний, связанных с каким-нибудь одним географическим центром или историческим событием. Таковы, например, Троянский цикл сказаний, рассказывающих о причинах Троянской войны, походе греков на Трою, десятилетней осаде города, его разрушении и возвращении участников похода на родину; Фиванский цикл, повествующий о трагической судьбе царя Эдипа, междоусобной войне его сыновей и о взятии Фив эпигонами (потомками Эдипа), и другие.

Долгое время ученые считали, что сказания о греческих героях — лишь фантастический вымысел. Однако произведенные в конце XIX — начале XX в. раскопки на месте древних греческих городов подтвердили некоторые факты, о которых рассказывается в мифах. Оказалось, что Троя действительно существовала и не раз подвергалась разрушению со стороны врагов; что остров Крит в древнейшую эпоху был могущественным государством, которому подчинялось побережье Аттики, как о том рассказывается в мифе о Тезее.

О замечательных событиях, происходивших в жизни племен, о подвигах и деяниях вождей слагали в древности песни народные певцы — аэды. Проходили века. Воспоминания о прошлом становились все более смутными, все большее место в сказаниях занимала фантазия.

Возникшие в глубокой древности мифы послужили почвой, на которой выросли литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев — творения замечательных художников древности — украшали греческие города. Древние сказания легли в основу эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» (см. ст. «Гомер») и бессмертных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида (см. ст. «Древнегреческая трагедия»).

Сюжеты мифов запечатлевались в настенных росписях, в рисунках на вазах, в произведениях многих греческих поэтов, историков, писателей. Впоследствии мифология греков была заимствована древним Римом и там нашла свое художественное отражение в произведениях лучших римских поэтов. Боги Греции получили латинские имена: Зевс стал называться у римлян Юпитером, Афина — Минервой, Афродита— Венерой, Посейдон — Нептуном и т. д.

Исключительно большое влияние оказали греческие мифы на развитие западноевропейского и русского искусства. Начиная с XIV в. на полотнах, в мраморе и бронзе великих мастеров эпохи Возрождения воскресают образы древних мифологических сказаний. Они продолжают жить в последующие века. На сюжеты мифов создаются картины, статуи, музыкальные и литературные произведения. Мифологические образы занимают значительное место в творчестве русских поэтов: Державина, Жуковского, Пушкина и других, а также в картинах русских художников. В наш язык прочно вошли понятия и выражения, взятые из греческой мифологии: «титаническая борьба», «танталовы муки», «сизифов труд», «нить Ариадны» и многие другие.

Сочетание изумительной художественной фантазии с глубоко человеческими чувствами и стремлениями героев греческих сказаний делает эти мифы бессмертными.