Народное искусство слова


Народное искусство слова обычно называют фольклором. По-английски это значит — народная мудрость, знание. Чаще всего этим словом называют словесное искусство — героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки.

Возникшие в глубокой древности произведения народного устного творчества и в настоящее время еще сопровождают нас в повседневной жизни, хотя мы иногда этого и не сознаем.

Мать держит на руках ребенка, водит пальцем по его ладошке и приговаривает: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила...»

Вечерком вокруг бабушки уселись внучата и она мерным голосом заводит длинную-предлинную сказку: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...»

На деревенской улице гуляет молодежь, звенят и льются частушки:

 

Сколько елочек зеленых,
Сколько веточек в саду,
Сколько девушек, готовых
К обороне и труду.

 

Народные песни, сказки, загадки, пословица знают дети и взрослые, молодежь и старики. Но не все ясно представляют себе, как создается и живет устно-поэтическое творчество народа, насколько велика его ценность, какова его история.

Начало свое фольклор берет в глубокой древности. Он возник тогда, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке, пословице люди выражали и хранили свои мысли и чувства, свои раздумья о прошлом, свои мечты о будущем. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые песни и сказки.

Люди издавна заметили, что песня облегчает работу, вносит в нее четкий ритм, с песней легче грести, грузить, валить деревья, идти в ногу. В дореволюционной России часто можно было услышать знаменитую «Дубинушку», которая помогала бурлакам. Слова этой, «подобной стону», песни записал во время своих странствований по Руси М. Горький:

 

И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,
И эх-ма, никому-то нас не жалко!
О-ой, ду-убинушка,
У-ухнем!

 

Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что его окружают страшные чудовища, добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, обезвредить, подчинить своей воле. Так появились обрядовые заклинания и песни. С ними наши далекие предки встречали весну, провожали лето, заклинали природу, чтобы она дала им хороший урожай.

Победа человека над природой, успехи культуры, агрономической науки привели к тому, что старинные обрядовые песни утеряли свое магическое значение. Они теперь сохраняются в народе как лирические или игровые.

Очень часто в старину велись изнурительные и кровопролитные войны. О подвигах предводителей и воинов рассказывали и пели еще долгие годы после битв и сражений. Так возникли героические песни. Позднее они соединялись певцами на основе какого-нибудь сюжета в эпос, восхваляющий подвиги героев. Так возникли знаменитые поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», так в средневековье сложились такие произведения, как немецкая «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие. Но не только военные подвиги воспевал народ. В сказаниях и песнях нашли отражение и борьба с природой, и воспоминания о том, как человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.

Сказки тоже восходят к глубокой древности. В них отразились мечты человека о победе над природой, наблюдения его над жизнью животных, представления об окружающем мире — страшном и непонятном, полном неведомых опасностей и чудес: это сказки о Морозе, Ветре, Хозяйке леса, о бессмертных духах — помощниках и врагах человека. «Уже в глубокой древности, — говорил М. Горький, — люди мечтали о возможности летать по воздуху, — об этом рассказывают нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказки о «ковре-самолете».

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы, живущие много веков. С полным основанием можем мы сказать, что автор фольклора — гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт — народ. Коллективными усилиями народа создавались и совершенствовались все сокровища поэзии.

Живя в веках, переходя от поколения к поколению, от одного певца и сказочника к другому, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наше время продолжают жить обновленные древние сказки. А наряду с ними возникали и возникают новые песни, рассказы, пословицы и т. п.

Фольклор народов мира, прошедший сложный многовековой путь, — своеобразный исторический документ. Песни и сказки, эпические поэмы и пословицы говорят об отношении народа к историческим деятелям и событиям. Они характеризуют такие стороны жизни различных слоев общества, которые не нашли отражения в письменных документах.

Фольклор, созданный народом, раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Недаром герой русских сказок Иванушка-дурачок или Емеля, так же как персонажи народного театра — наш Петрушка или итальянский Пульчинелло, одерживает победу над всеми своими недругами и даже над смертью. Извечные идеи фольклора общи для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка — отличительные качества народного творчества.

Художественное совершенство фольклора и значительность содержания привлекают к нему внимание писателей, художников, композиторов. Очень многие писатели использовали фольклор в своих произведениях, учились у народа художественному мастерству. Немецкий поэт Гёте (см. ст. «Иоганн Вольфганг Гёте») на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», датский сказочник Андерсен (см. ст. «Ганс Христиан Андерсен») пересказал детям и взрослым немало чудесных народных сказок. Постоянно обращались к фольклору разных народов русские писатели A. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, М. Горький, B. В. Маяковский и многие другие.

В течение веков фольклор жил только в устной передаче. В Европе его стали собирать и записывать лишь около 300 лет назад, а изучать — лишь в конце XVIII в. За последние полтораста лет были опубликованы такие замечательные книги, как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева, бесчисленные издания песен разных народов, собрания загадок и пословиц, среди них знаменитый сборник русских народных пословиц Владимира Даля.

В наши дни советские издательства выпускают отдельными книгами сказки, сборники пословиц, поговорок и загадок многих народов мира.

В Советском Союзе собиранию произведений народного творчества уделяется большое внимание. Им занимаются не только ученые-фольклористы, но и писатели, студенты, учителя, широкие круги трудовой интеллигенции, колхозники и рабочие. Каждый год многочисленные экспедиции научно-исследовательских институтов, вузов, писательских организаций отправляются в разные концы нашей многонациональной Родины, чтобы разыскать сказителей, сказочников, певцов н записать их песни, былины, сказки. Большую помощь в этом деле оказывают школьники.

Ученые исследуют записанные материалы, писатели обрабатывают их. Появляются разнообразные издания фольклорных произведений: книжки-ширмы для малышей, увлекательные сборники сказок, которыми зачитываются дети и взрослые, песенники, научные издания.