Что такое архитектура


Архитектура — древнейшая область человеческой деятельности. Начиная с первобытного общества она сопровождает людей на всем протяжении истории. Одним из первых сознательных действий человека явилось создание жилища. Пещеры, шалаши, землянки защищали его от ветра, дождя, холода и диких зверей. В этих первых «домах» люди жили, готовили на костре пищу, изготовляли орудия труда, праздновали удачную охоту, выбирали вождей.

Постепенно ширился круг знаний и практических навыков человека, все меньше он зависел от прихотей природы. Вместе с жилищем начали строиться и другие виды зданий: торговые площади и склады, гавани для кораблей, храмы и церкви для богослужения, театры для зрелищ.

Таким образом, основное назначение архитектуры — это возведение зданий и сооружений, в которых протекает жизнь человека.

Современному человеку служит множество различных сооружений. Утром, просыпаясь в своей квартире, человек собирается на работу или в школу, днем обедает в столовой, а вечером отдыхает, посещая кино, театр или занимаясь спортом на стадионе. Если вы вспомните, где побывали на прошлой неделе, то окажется, что посетили не меньше десятка самых различных зданий, и каждое из них соответствует тому процессу, который в нем происходит (труд, питание, отдых, учеба, зрелище, физкультура, лечение, торговля и многое другое). В соответствии с видом человеческой деятельности все многообразие архитектурных сооружений можно разделить на три отрасли — производственные постройки (заводы, фабрики, электростанции и др.), жилые здания (дома, гостиницы, общежития и др.) и общественные здания (театры, кино, музеи, стадионы, больницы, магазины и др.).

Перед вами знакомая картина новостройки: только что законченные жилые дома, лес кранов, а рядом — старый покосившийся деревянный домик. Приглядитесь к нему повнимательнее. Он не просто старый: окна у него гораздо меньше, чем у его новых соседей, крыша высокая, как в тереме, да и весь он какой-то «разный»: одно окно чуточку больше других, бревна, из которых сложены стены, тоже отличаются одно от другого. Значит, облик здания будет зависеть не только от его назначения, но и от того, из каких материалов сделаны стены, окна и потолки, какими способами они возводились. Совершенство строительных деталей всегда зависит от совершенства механизмов, при помощи которых они изготавливаются. В разделе «Как люди строят» т. 5 ДЭ подробно описаны различные виды строительных материалов, их свойства, способы обработки, а также методы возведения зданий.

Взгляните на карту нашей страны и найдите на ней два города: Ашхабад и Игарку. Можно ли построить в них одинаковые дома? Конечно, нет! В Ашхабаде нужно беречься от палящего солнца, а в Игарке — бороться с холодом и ветрами. Но это не все. Игарка находится в районе вечной мерзлоты, где приходится устраивать специальные фундаменты, а в Ашхабаде бывают землетрясения, и дома там должны быть особенно прочными. Архитектурные особенности зданий всегда зависят от тех природных и климатических условий, в которых они построены.

Архитектуру иногда называют «застывшей музыкой», на первый взгляд это может показаться странным! Что общего между звуками и камнем, мелодией и кирпичной стеной? Однако не торопитесь, вспомните Красную площадь, Кремль и Мавзолей Ленина и Сталина. Оказывается, архитектура, подобно музыке, может вызывать большие человеческие чувства: торжество, величие, радость, скорбь.

Архитектура, как и скульптура, является трехмерным искусством, но произведения архитектуры имеют еще и внутреннее пространство. Архитектура «говорит» языком объемных фигур, объединенных в продуманную систему построения пространства.

Работа над будущим зданием начинается с создания плана. В нем архитектор определяет число и размер помещений и их взаимное расположение. В этой сложной работе архитектор выступает как композитор: так же как из отдельных звуков слагается мелодия, из отдельных помещений складывается целостный объем здания. Каждое здание и каждое помещение в нем имеют свои пропорции, свои соотношения между шириной, длиной и высотой. Эта пропорциональность присутствует не только в общем строе здания, но и в отдельных его деталях. Гармоничность построения — важное условие всякой архитектурной композиции, однако нужно помнить, что всякое здание имеет определенную систему конструкции: стеновую, стоечно-балочную, сводчатую или арочную. Конструктивные элементы здания, будь то стена, балка или колонна, кроме своего основного назначения — ограждать, нести или поддерживать что-нибудь, всегда являются элементом художественной композиции.

Архитектура широко использует декоративные свойства материалов, их цвет и фактуру. Кроме того, во многих сооружениях «участвуют» и другие виды искусства: скульптура и живопись. В лучших творениях мирового зодчества архитектура, скульптура и живопись составляют неразрывное целое. Были, правда, в истории архитектуры и такие периоды, которые отличались излишней декоративностью (см. табл, на стр. 349).

Архитектурные памятники всегда связаны с окружающим их пространством, с природой. Эта связь может быть различной. Многие древние египетские и индийские храмы как бы вырастают из земли, а некоторые из них, например пещерные храмы, в буквальном смысле составляют единое целое со скалами, в которых они высечены. Другие постройки, и в частности русские церкви, представляют собой контраст с окружающей их равниной. Во всяком случае архитектор непременно должен знать, для какой местности он проектирует здание, будут ли это южные горы, степь или берег северного моря.

На протяжении многих эпох люди создали сотни тысяч различных построек, и каждая эпоха характерна своими зданиями, своей архитектурой. Проследим по расположенным ниже таблицам, как развивалось строительное искусство с древнейших времен до наших дней.

История древнего Египта, начавшаяся за много тысяч пет до нашей эры, дошла до нас главным образом в памятниках архитектуры. Тяжелые монументальные гробницы-пирамиды, громады храмов, каменные изваяния фараонов и священных сфинксов поведали миру о жизни древнейшего рабовладельческого государства.

Знать и жрецы добивались повиновения рабов не только военной силой, но и внушением простым смертным мысли об их ничтожестве перед небесным и земным владыками. Стоя рядом с гигантскими культовыми сооружениями или входя в них, человек чувствовал себя во власти божественного фараона. Архитекторы храма стремились в каждой части здания достигнуть главного — создать впечатление таинственности и силы. Человек, приближавшийся к храму, проходил по «аллее сфинксов» и останавливался перед его фасадом с высеченными грозными изображениями и гигантскими статуями фараонов. Переступая порог храма, посетитель проходил через двор, в глубине которого находился вход в гипостильный зал, похожий на лес гигантских колонн.

Сквозь чащу колонн центральный проход вел в глубину храма, к сокровенному святилищу. Огромные рельефы и красочные росписи, покрывавшие сплошь все части здания, таинственно мерцали в отблесках пробивавшегося сверху света.

В сооружениях древнего Египта нужно видеть прежде всего их истинных творцов — огромную армию строителей и художников, которые не только овладели техникой строительства из камня, но и научились его искусно обрабатывать. Богатый запас художественных форм и мотивов дали египетскому зодчеству растительный мир (папирус, лотос, пальма) и мир животных (стилизованные изображения баранов, львов и т. д.).

В древней Греции и Риме все внимание общества переключается на человека, гражданина с его духовно развитой личностью, стремящейся к познанию мира. В архитектуре эта новая черта характеризовалась строительством зданий, соразмерных человеку, зданий, в которых человек чувствовал себя свободным и сильным.

Греческими строителями был создан ордер, т. е. строго определенная система расположения основных конструктивных элементов здания. Ордер был применен при строительстве прекрасных, светлых греческих храмов.

По сравнению с маленькими греческими зданиями римские сооружения кажутся грандиозными, однако и они благодаря сохранению ордера не теряют соразмерности с человеком. Пышными, богато украшенными сооружениями римские архитекторы прославляли могущество Рима. Здесь, в Риме, были впервые созданы огромные общественные здания светского назначения: амфитеатры, термы, базилики. Но особенно важным в римском зодчестве является открытие красоты и значения внутреннего пространства здания — интерьера. В Колизее это замкнутое со всех сторон пространство театра, в Пантеоне оно уже закрывается сверху куполом. Однако оформление интерьера еще не совершенно; он так же монументален, как и наружный фасад здания.

Римские архитекторы работали над дальнейшим развитием греческого ордера, а римские строители прославились изобретением бетона и широким применением арочной конструкции.

К началу II тысячелетия н. э. строительное искусство феодального Китая достигло высокого уровня. В начале XII в. в Китае уже существовала запись особых правил строительства, в основе которых лежало учение о способах борьбы с вредными влияниями атмосферных осадков, так называемых «фын—шуй» (ветер — вода).

Характерным примером строительства в феодальном Китае является планировка и застройка г. Пекина. Столица была обнесена мощными стенами длиной в 24 км. Толстые глинобитные стены облицованные в несколько рядов кирпичом, имели многочисленные бастионы с амбразурами и бойницами. Внутренняя стена, идущая с востока на запад, делила Пекин на две части. Северная часть получила название Внутреннего, или Татарского, города, южная — Внешнего, или Китайского, города. Внутренний город имел несколько поясов стен; в центре его был расположен Запретный город (императорский дворец).

Большинство памятников Индии эпохи феодализма представляет собой храмы религии брахманизма. Они состоят обычно из трех основных частей: притвора (входного помещения), помещения для молящихся и святилища, над которым воздвигалась высокая башня. Особую выразительность этим сооружениям придают бесчисленные рельефы на темы священной мифологии, сплошь покрывающие поверхность стен. Изображения слонов, фантастических существ, танцующих фигур, крылатых львов переплетаются с причудливыми формами тропических растений.

Архитектура Японии многие годы испытывала сильное влияние китайского зодчества. Большинство зданий построено из дерева. Япония известна своими многоярусными культовыми сооружениями — пагодами. По внешнему виду они легки и нарядны, однако внутри каждая постройка укреплена прочным деревянным стволом, который, проходя через все этажи, придает зданию устойчивость.

В средних веках большую власть в европейских странах получила церковь. Она наложила свой отпечаток на всю культуру Европы, в том числе и на архитектуру.

Готический стиль, возникший в начале XIII в., позволил наиболее ярко соединить в конструктивной и художественной форме господствующий религиозный энтузиазм. Динамичная архитектурная форма, устремленная вверх, выражала религиозный порыв к небу, к потусторонней жизни, к богу. Одной из характерных черт готики является стрельчатая арка, которая применяется в готическом стиле почти везде без исключения как со строительной, так и с декоративной целью.

Средневековые зодчие достигли больших технических успехов. Выла изобретена новая несущая конструктивная система, состоящая из каркаса, каменных столбов и легкого заполнения из камня или стекла.

Большую часть стен заняли окна «витражи» с цветными стеклами и тонкими переплетами криволинейного рисунка. Солнечный свет падал сквозь витражи, окрашивался в разные цвета и создавал внутри готического собора таинственный цветной полумрак.

Архитектура итальянского Возрождения представляет собой развитие и совершенствование античной архитектуры. Гуманисты Возрождения видели выражение своих идеалов в искусстве античности, поэтому памятники культуры и искусства древней Греции и Рима тщательно изучались итальянскими зодчими.

Капелла Пацци выстроена великим флорентийским архитектором Филиппо Брунеллески (1377 —1446). В противоположность готическому храму со сложным, устремленным ввысь силуэтом, с интерьером, погруженным в постоянный полумрак, капелла Пацци напоминает просторный светлый греческий храм. Центральная часть капеллы покрыта куполом. Выразительность архитектурной композиции достигнута за счет простых, но изящных пропорций как всего объема здания, так и отдельных его частей.

Палаццо флорентийских буржуа служили им но только жилищем, но и крепостью на случай вооруженных столкновений, которые не были редкостью в те времена. Их архитектура вполне отвечает назначению здания. Надежно защищают обитателей его мощные стены, их массивность подчеркивается облицовкой грубым рваным камнем стен первого этажа; верхние этажи облицованы камнем более тщательной шлифовки. Фасад завершается карнизом, напоминающим античный.

Собор св. Петра в Риме строился в течение многих лет (1506—1564). В его проектировании приняло участие целое поколение итальянских архитекторов, и естественно, что каждый из них по-своему понимал поставленную задачу. В 1547 г. папа Павел III поручил продолжение постройки Микеланджело, по проекту которого и была возведена центральная часть этого гигантского здания (высота его 143 м). Впоследствии здание достраивалось и подвергалось многочисленным переделкам: была пристроена входная часть, а перед собором создана площадь, окруженная колоннадой.

Архитектура французского классицизма (XVII—XVIII вв.) отличается грандиозными садово-парковыми и городскими ансамблями. Показное великолепие этих сооружений, построенных по законам античного зодчества, соответствовало духу абсолютной монархии.

Версаль — грандиозный ансамбль дворцов и парков — расположен в 18 км от юго-западного предместья Парижа.

Композиция ансамбля Версаля начинается тремя лучевыми дорогами, средняя из которых вела к Парижу. Версальский парк простирается от садового фасада более чем на 2 км. На дворцовой террасе расположены цветники и «Водяной партер» в виде двух больших водоемов восьмиугольной формы. За ними простираются сады с множеством аллей, дорожек, лабиринтов, огражденных непроницаемыми стенами стриженой зелени.

Главная аллея парка «Зеленый ковер», имеющая 300 м в длину и около 50 м в ширину, подводит к большому крестообразному каналу, по которому на гондолах и яхтах совершались увеселительные прогулки; здесь же в дни празднеств устраивались фейерверки.

На территории парка множество лестниц, которые связывают его отдельные части друг с другом; бесчисленное количество фонтанов, почти каждый из которых представляет собой сложную многофигурную композицию. Фонтаны Версаля чрезвычайно разнообразны: их струи, высокие и низкие, вертикальные и наклонные, образуют беседки и аллеи или выстраиваются рядами, указывая процессиям направление движения.

Вся стройность паркового ансамбля с его прямыми аллеями, деревьями, подстриженными в форме пирамид и цилиндров, прямоугольниками и восьмигранниками водоемов была отражением того порядка, который господствовал при дворе.

Русская архитектура имеет свою многовековую историю. Уже в X в. в городах Киевского государства строились монументальные каменные палаты, церкви и крепостные сооружения. С принятием христианства началось возведение храмов, архитектура которых лишь недолгое время повторяла византийскую. Очень скоро русские мастера достигли высокого искусства в возведении зданий, резьбе по камню и росписи стен, создав множество выдающихся и самобытных сооружений.

Церковь Покрова на Нерли выстроена неподалеку от Боголюбова при впадении р. Нерли в Клязьму.

Весь ее архитектурный облик мягок и строен по очертаниям. Здание прекрасно гармонирует с окружающей природой, однако в противоположность индийским храмам, которые как бы вырастали из земли, как причудливые растения, белокаменный объем церкви противопоставлен равнинной местности.

В XVI в. на территории Московского государства был построен ряд крепостей для защиты русских земель от иноземных захватчиков. В государственную оборонительную систему входили укрепления Нижнего Новгорода, Туяьц Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также многих монастырей.

Одна из выдающихся русских крепостей — коломенский кремль — была построена на высоком холме при впадении р. Коломенки в Москву-реку.

Характерным примером строительства жилых домов из камня являются так называемые Поганкины палаты в Пскове, построенные одной из торговых семей города в середине XVII в. ТрехэТажное здание с внутренним двором имеет мощные стены, выложенные из псковского плитняка. Помещения нижнего этажа служили торговыми складами, второй этаж был занят торговыми помещениями, а на третьем располагались жилые комнаты.

К началу XIX в. русская классическая архитектура наряду с литературой и изобразительным искусством утвердила мировое значение русской национальной культуры. Планировка и застройка целых городов, и в первую очередь Петербурга, приобрели в это время особый размах. За несколько десятилетий была реконструирована и застроена заново система центральных площадей и набережных столицы. Блестящее мастерство выдающихся русских зодчих создало величайшие памятники и ансамбли, равных которым не было в европейской архитектуре того времени.

В центре Петербурга главенствовали два здания — Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Реконструкция Адмиралтейства была начата в 1808 г. зодчим А. Д. Захаровым (1761—1811).

Архитектор учел главенствующее местоположение здания; его архитектура была выдержана в парадных формах классицизма с многочисленными колоннадами и арками. Фасады украшены барельефами и скульптурой. Ордерная система фасадов была выдержана в лучших традициях античных построек.

Другим красивейшим зданием Петербурга была биржа (помещение для торговых сделок), расположенная также в центре города на Стрелке Васильевского острова. Она была построена в 1805—1816 гг. по проекту архитектора де Томона (1760—1813). Строительство велось под руководством де Томона и Захарова.

Другой монументальной постройкой, отразившей историческую победу русского народа в Отечественной войне 1812 г., была арка Генерального штаба.

Арка создала парадный переход от Невского проспекта к Дворцовой площади, открыв прекрасный вид на Зимний дворец.

Развитие науки, техники и культуры, рост промышленного производства и строительства оказали сильное влияние на развитие архитектуры. Уже в начале XX в. появляются новые типы жилых, общественных и промышленных зданий. Новые материалы и конструкции, созданные инженерной мыслью, позволили осуществить в строительстве многие дерзновенные замыслы.

Архитекторы занимаются сейчас самыми разнообразными проблемами начиная от отдельных зданий и до общих вопросов градостроительства: удобного расположения жилья, парков, школ, магазинов, кинотеатров, стадионов, заводов и других зданий, необходимых для жизни всех людей от малышей до стариков, для их работы и отдыха.

Основной строительный материал современности-железобетон. Он сочетает в себе высокую прочность с большой пластичностью, т. е. возможностью осуществлять любую архитектурную форму — от простых прямоугольных до сложнейших криволинейных (см. ДЭ, т. 5).

Современная архитектура характеризуется большими гладкими плоскостями стен, стекла, перекрытий. Глядя на эти здания, видишь, что созданы они машиной в век точных механизмов и расчетов. И непосредственное прикосновение руки человека к постройке чувствуется лишь в дополняющих деталях: цветных панно, скульптурах и т. д.

Особенность современной архитектуры состоит в том, что красота сооружения достигается за счет гармоничности внешних и внутренних архитектурных и конструктивных форм и объемов, хороших пропорций гладких плоскостей стен, окон, плавных изгибов отдельных деталей, сочетания различных по цвету и поверхности материалов. Идея легкости и изящества современных сооружений осуществляется обильным применением стекла. Стекло как бы раздвигает границы комнат, залов, создавая впечатление беспрерывности пространства.

Современная архитектура группируется по трем направлениям — жилые здания, общественные здания и промышленные здания. Причем все эти направления тесно связаны с основным вопросом современности архитектуры — градостроительным искусством.

Строительство городов — дело сложное и требующее длительного времени. Большинство городов нашей страны возводилось постепенно, в течение нескольких веков. Строительство велось случайно, без заранее обдуманного плана.

После Великой Октябрьской революции в нашей стране были реконструированы сотни городов, а еще больше построено заново.

Если город будет строиться на новом месте, то его можно так распланировать, чтобы создать самые лучшие условия работы и отдыха для его будущих жителей. Жилые районы новых городов будут скоро похожи на парки. Каждый житель сможет очутиться в настоящем лесу. Это очень важно, ибо недаром сады и парки называют «легкими» города.

Очень важно также правильно решить, где провести улицы будущего города. Скоростные автомагистрали пройдут за пределами жилых районов, внутри самого города движение станет совсем небольшим, а по некоторым его улицам транспорт не будет пропускаться вовсе, и по ним смогут спокойно гулять даже маленькие дети.

Промышленные предприятия и в особенности «дымящие» производства выносятся за городскую черту. Это обязательное условие строительства новых городов: воздух не загрязняется, а машины с грузами для фабрик и заводов минуют жилые улицы.

Жилой микрорайон состоит из группы жилых кварталов, которые отделяются друг от друга улицами. Дома в квартале ставятся таким образом, чтобы солнце как можно дольше освещало жилые комнаты.

Кроме того, архитектор стремится поставить в квартале дома так, чтобы большинство окон выходило не на улицу (даже если она и тихая), а во двор или на озелененную площадь. В этих дворах устраивают площадки для самых маленьких жителей города. Около каждых двух-трех кварталов делают небольшой межквартальный сад.

К межквартальному саду непосредственно примыкают участки школ, детских садов и яслей.

Магазины и столовые находятся ближе к улице. Здесь же располагается и небольшой клуб со спортзалом и кружковыми комнатами.

Роль общественных зданий в современной жизни резко возросла. Появились совершенно новые типы зданий, например спортивные: крытые залы для игр, бассейны, трамплины, а также кинотеатры, вокзалы, административные здания и другие. Эти здания предназначаются для собрания тысяч и десятков тысяч людей. Только современные конструкции из железобетона и стекла позволяют строить такие здания.

Промышленные и транспортные здания вошли в современную архитектуру как новые сооружения, которые выражают мощь созидания. В городах появляются характерные черты «индустриального» пейзажа: высокие трубы, сплетение металлических форм, зубчатые покрытия заводских цехов и ажурные металлические мачты электропередач.