Кино


Киноискусство возникло после того, как в 80—90-е гг. XIX в. изобретателями в различных странах мира — братьями Люмьер во Франции, Ж. Демини и М. Складновским в Германии, А. Самарским и И. Акимовым в России и другими — был создан аппарат, снимающий на пленку движущиеся объекты. Этот аппарат назвали кинематографом, от греческих слов «кинема» — движение и «графо» — пишу, т. е. «записывающий движение».

Впоследствии такой аппарат стали называть кинокамерой и киноаппаратом, а под кинематографом, или кинематографией, теперь подразумевается кинопромышленность той или иной страны. В нее входят киностудии, где снимаются кинофильмы, заводы киноаппаратуры и фабрики кинопленки, научно-исследовательские институты, лаборатории, кинотеатры, прокат кинофильмов.

Киноискусство — это искусство создания кинофильма, возникшее в результате слияния литературного, изобразительного, музыкального, актерского и режиссерского творчества. Это искусство коллективное, объединяющее труд художников разной специальности.

Работа над фильмом начинается со сценария— особого вида художественной литературы. В сценарии детально разработано содержание будущего кинофильма, определено место и время действия событий, свидетелем которых будут зрители, даны портретные и речевые характеристики действующих лиц, диалоги... В соответствии с содержанием сценария подбираются актеры на роли героев фильма, готовятся костюмы, создаются кинодекорации, которые значительно отличаются от театральных. В них почти отсутствует элемент условности. Если пройтись по территории киностудии, то можно увидеть настоящие улицы современного города, старинные крепости, залы дворцов, деревенские избы, крытые соломой. Все это сделано с чрезвычайной тщательностью, потому что зоркий, с максимальной точностью фиксирующий каждую мелочь объектив кинокамеры легко выдает малейшую фальшь.

Во главе коллектива, создающего кинофильм, стоит кинорежиссер. Его задачи и право необычайно велики и ответственны. Кинорежиссер должен обладать глубокими разносторонним знанием жизни, изображаемых явлений, способностью к художественному обобщению этих явлений с передовых позиций. Профессия режиссера требует знания основ кинодраматургии, умения работать с актерами; чтобы руководить работой операторов, художников и гримеров, ему необходимо знать изобразительные искусства; он должен хорошо разбираться в музыке и в технической стороне производства фильмов. От инициативы, умения и способности режиссера увлечь за собой людей, с которыми он создает фильм, зависит успех или неуспех фильма у миллионов зрителей. Кинорежиссер должен определить правильное поведение героя фильма, убедить в этой правильности актера, играющего роль, и направить его творчество в соответствии с общим замыслом фильма.

Снимает фильм на пленку кинооператор. Роль его в создании фильма также велика и ответственна. Он следит за распределением света и тени в кадре, находит наиболее выразительную «точку зрения» кинокамеры и передвигает ее так, чтобы сцена стала наиболее яркой и впечатляющей.

Хотя кинорежиссер и кинооператор — хозяева на съемочной площадке, но зритель видит лишь актеров, перевоплотившихся в героев фильма. Поэтому-то и успех фильмов во многом зависит от актеров. Ведь это актеру, нашему современнику, иногда приходится жить жизнью человека средних веков или становиться человеком будущего. Ведь это он, человек сугубо мирной профессии, зачастую мчится в атаку с саблей наголо или лежит под разрывами бомб в полуразрушенном окопе. Это он в образе своего героя монтажника-верхолаза расхаживает по узкой балке на головокружительной высоте или лихо спускается с этой высоты по канату. В очень сжатые сроки актер должен многому научиться и многое понять.

Некоторые из вас видели кинофильм «Светлый путь» и помнят героиню фильма Таню Морозову, роль которой играла известная актриса Любовь Орлова. Ей пришлось много потрудиться, чтобы зритель действительно поверил, что он видит ткачиху, которая умеет хорошо работать.

Чтобы текстильщицы, «которые будут смотреть картину, — рассказывала Любовь Орлова, — поверили в мою профессиональную виртуозность, чтобы ни одна из них не могла сказать, «что это только в кино», я в течение многих недель занималась изучением ткацкого станка, сдала норму на техминимум ткачихи, привыкла к станку так, как привыкают к своему обычному делу». Иногда, подчиняясь воле режиссера, актер бесконечное количество раз делает одно движение, говорит одно слово, пока не найдет единственно верное движение, единственно правильную интонацию. И только это движение и слово видят и слышат зрители, даже не подозревая, какая кропотливая работа предшествовала быстро пролетевшему на экране кадру. Но зато актеров зритель помнит и знает. Именно актерам в случае успеха адресуются похвалы и благодарность зрителей. А ведь было бы справедливо вспомнить тут и кинорежиссера, и кинооператора.

Из числа членов съемочного коллектива фильма необходимо еще особо выделить художника и композитора. Художник создает всю внешнюю обстановку действия, от декораций до костюма и грима героев.

Композитор пишет к фильму музыку, которая подчеркивает и оттеняет драматизм или комизм отдельных моментов действия. В содружестве с поэтом им написаны песни, полюбившиеся нашим зрителям.

Многое зависит и от технических работников съемочного коллектива: осветителей, которые регулируют искусственное освещение, звукооператоров, записывающих звук, т. е. шумы, музыку, реплики актеров.

Фильм снимается не с начала до конца, как мы его видим на экране, а отдельными кусками. Соединение этих разрозненных кусков, число которых в современном фильме доходит до 400—500, в единое целое называется монтажом. Монтаж — чрезвычайно важная часть работы над фильмом. Она проводится сразу же после съемки режиссером вместе со специалистом-монтажером.

Но вот огромная творческая работа, начатая писателем, продолженная режиссером и всем съемочным коллективом, завершена. Если художник вложил действительно важную, гуманную мысль в живые образы кинокартины, он найдет самый верный путь к сердцу и сознанию миллионов людей. Нет сильнее воздействия на чувства и мысль человека, чем воздействие живого примера. Живые примеры и дает кино. Вы мчитесь в атаку вместе с Чапаевым, вместе с молодогвардейцами совершаете подвиги во имя Родины, путешествуете с детьми капитана Гранта в поисках их отца, переживаете за «наших», за «красных», и ненавидите «не наших», «белых».

Города, деревни, горы, озера, леса — все разнообразие и богатство земли правдиво и художественно-выразительно воспроизводится в кино. Зритель как бы идет вслед за героями фильма, встречается с различными людьми, свободно переносится из одного действия в другое.

Новый фильм готов, он может совершить путешествие по всему земному шару, заставить людей чувствовать и думать, негодовать и верить. Как же велика ответственность перед зрителем каждого из тех, кто вносит свой вклад в создание фильма, как почетна и важна творческая деятельность работников киноискусства!