Экранизация литературных произведений
Чтобы сыграть спектакль, нужна пьеса, чтобы снять фильм, необходим сценарий, где подробно описано все то, что происходит на экране, что говорят и как действуют герои, какая природа их окружает, в каких городах и даже в каких квартирах они живут. Часто в сценарии пишут о том, что думают действующие лица. Это очень помогает актеру. Сценарии, рассказывающие о тех или иных событиях действительности, создают кинодраматурги или сценаристы. Нередко они обращаются к выдающимся литературным произведениям крупнейших русских и зарубежных писателей — Л. Н. Толстого, А. Н. Толстого, Максима Горького, А. П. Чехова, Джэка Лондона и т. д. Киносценарий, созданный на основе литературного произведения, называется экранизацией.
Экранизация — это не простой пересказ литературного подлинника, а новое произведение искусства, которое не обязательно должно совпадать во всех подробностях со своим первоисточником. Кинокартина имеет определенно ограниченное время и не может вместить в себя все без исключения эпизоды литературного произведения.
В заглавии фильма-экранизации вы всегда прочтете и фамилию автора литературного произведения, и фамилию сценариста. А иногда пишут даже так: по мотивам такого-то произведения сценарий написал такой-то. Это значит, что автор сценария по тем или иным причинам не взял на себя изложения литературного произведения именно таким, каким его задумал писатель. Может быть, сценаристу многое в литературном произведении понравилось, а кое-что он отвергает. Он как бы дает литературному произведению свое истолкование.
При экранизации, например, какого-нибудь рассказа Гайдара один сценарист может больше заинтересоваться приключенческой стороной повествования, а другой захочет показать, как трудное для страны время сказывается и на жизни ребят, определяя их поведение, вовлекая в большие дела, и т. д.
Какую экранизацию можно считать хорошей? Ответить на этот вопрос не так легко. По-видимому ту, которая наибольшему количеству зрителей покажется близкой к литературному подлиннику.
Вот, например, рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья».
Он экранизирован, и, по общему мнению, герои выглядят на экране вовсе не так, как их многие представляли себе, читая рассказ. И все же эта экранизация заслуженно пользуется большим успехом, потому что общий дух кинотрактовки близок произведению А. П. Чехова. А в фильмах «Дело Артамоновых», «Вольница», в трилогии «Хождение по мукам» и авторы сценариев, и режиссер пытались донести нетронутыми авторские решения, стремились сделать героев этих экранизаций такими, чтобы большинство зрителей узнавало в кино своих любимых литературных героев.
К подобным экранизациям следует отнести также великолепный фильм «Чапаев», поставленный по роману Д. Фурманова режиссерами Г. и С. Васильевыми. Образ Чапаева из кинофильма, созданный Борисом Бабочкиным, до такой степени слился с образом живого человека, что портреты артиста в роли Чапаева часто воспринимались как подлинные портреты этого выдающегося полководца эпохи гражданской войны.
В самое последнее время гигантский труд был проделан автором сценария и режиссером С. Герасимовым по экранизации могучей эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».
Все три серии «Тихого Дона» по трактовке образов и изображению эпохи приближаются к замыслу М. Шолохова, и в то же время это вполне законченное и самостоятельное произведение искусства.
Очень интересна экранизация произведения М. Шолохова «Судьба человека». Образ Андрея
Соколова, созданный артистом С. Бондарчуком (он же и режиссер-постановщик этого фильма), усиливает впечатление от рассказа Шолохова.
В фильме чувствуешь все величие и простоту русского человека. С замечательным мастерством, применяя особые киноприемы, раскрыл нам Бондарчук красоту и величие вольных просторов родной страны. Нельзя забыть кадры, в которых запечатлены картины волнующегося на ветру жнивья, когда Соколов спит, раскинув руки, как бы слившись с матерински обнявшей его землей. Потрясают кадры, в которых под веселую музыку бравурной песенки дорогой смерти к страшным печам уводят пленных. Мастерски использует автор фильма для своего кинорассказа музыку, шумы и сочетания кадров (монтаж). Например, в сцене работ на каменоломне только сопоставление кадров заставляет зрителя почти физически ощутить мучительный гнет и усталость военнопленных, работающих под присмотром фашистов.
В 1960 г. фильм «Судьба человека» удостоен Ленинской премии.
Для детей создано немало выдержавших испытание временем удачных экранизаций: «Белеет парус одинокий», «Тимур и его команда», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и многие другие. Для совсем маленьких ребят советские режиссеры экранизировали сказки: «По щучьему велению» и «Кот в сапогах» А. Рау, «Каменный цветок» (по мотивам сказа П. Бажова) А. Птушко и другие.
Экранизации, дающие новую жизнь бессмертным произведениям классиков литературы и лучшим книгам современных писателей, являются полноправными членами многочисленной и все увеличивающейся семьи художественных кинофильмов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.