Симфонический оркестр и его инструменты
Первые музыкальные инструменты — немудреные свистки-флейточки из кости, тростника, кокосового ореха, сигнальные трубы и барабаны — люди применяли сначала только на охоте, для приманивания птиц и животных и как средство связи на больших расстояниях.
Некоторые народы и в наше время используют музыкальные инструменты для тех же целей. Совсем не так давно охотники народа мари при ловле птиц применяли флейту-шиалтыш, издающую свистящие звуки, а хакасы и алтайцы, охотясь на сибирского марала, подражали его крику с помощью рога-абырги. Гуцульская труба — трембита служит и сейчас в Карпатах незаменимым звуковым «маяком». На ее зов, разносящийся далеко по горам, пастухи сгоняют отары овец. А для многих африканских племен барабан — это прежде всего средство «беспроволочной связи» между селениями и лишь во вторую очередь — инструмент для музыкального сопровождения танцев.
Но уже давно, примерно в IV—III тысячелетиях до н. э., были созданы инструменты только для исполнения музыки. Это были струнные инструменты, похожие на лиру или арфу.
Каждый народ создавал свой язык, свою культуру, национальную музыку и самобытные инструменты. На протяжении долгой истории развития человечества музыкальные инструменты видоизменялись, совершенствовались, выходили из употребления и заменялись новыми. Нередко одни народности заимствовали их у других.
Например, почти ничем не различаются между собой русские звончатые гусли и струнные инструменты Прибалтики: карельские кантеле, эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес. Во всех республиках Закавказья большой популярностью пользуются духовые инструменты дудук и зурна, а из струнных — тар и кеманча. Все это — живое свидетельство древнейших культурных связей между народами.
Вместе с тем у разных народов возникали независимо друг от друга, самобытным путем простейшие инструменты, сходные по устройству и по материалу (флейты, трубы, барабаны).
В каждом инструменте есть особый источник звука. У духовых инструментов — это столб воздуха, заключенный внутри трубки (флейта, свирель, труба). У балалайки, гитары и цимбал звучит колеблющаяся струна. В гармониках самого разного типа источник звука — металлический упругий язычок; в барабане, бубне и литаврах — туго натянутая кожаная мембрана. А гонги, кастаньеты, колокольчики, трещотки, тарелки делаются из такого материала, который звучит сам.
По источнику звука все музыкальные инструменты разделяются на пять основных групп: духовые, струнные, язычковые, мембранные и самозвучащие.
Инструментальная музыка у каждого народа тоже имеет свои особенности. У одних она лишь сопровождает пение, повторяя и украшая основную мелодию песни. У других народов есть самостоятельная, развитая инструментальная музыка. Народности Средней Азии до Октябрьской революции знали только сольную, одиночную игру на инструментах.
Зато, например, в Китае, Иране, Индонезии и ряде других стран распространены музыкальные ансамбли (см. ст. «Музыка стран Востока»). В Советском Союзе пользуются народной любовью национальные ансамбли: на Украине — «тройста музыка» (трио из скрипки, цимбал и бубна), на Кавказе — сазандары (играющие на таре, кеманче и барабане) и другие.
Китайская Народная Республика и Индия — страны старейшей музыкальной культуры. За несколько тысячелетий китайцы создали разнообразные виды духовых, струнных и особенно мембранных и самозвучащих инструментов из бамбука, дерева, камня, металла, змеиной кожи. Одних только китайских барабанов более двадцати разновидностей. Индия очень богата струнными инструментами. Их корпус обычно изготовляется из выдолбленной и высушенной тыквы. Кроме основных игровых струн, у этих инструментов есть дополнительные, в которых во время исполнения возникает (явление резонанса) красивое, нежное звучание.
Необычайно богаты и разнообразны музыкальные инструменты народов Советского Союза. У каждого из них есть инструменты, пользующиеся особой любовью.
На маленькой берестяной флейте-тошаля латышские музыканты насвистывают сложнейшие мелодии; проникновенно и нежно звучит простой кавказский дудук; необыкновенной виртуозностью отличается игра молдавских музыкантов на неказистой с виду флейточке-флуере. Русские больше всего любят баян, различные виды гармоник, балалайку. Старейшие и любимейшие инструменты русского народа — гусли, гудок и рожок. Инструментальная музыка на рожках отличалась особенным своеобразием звучания. Среди виртуозов-рожечников славились пастухи Тверской (ныне Калининской) и Владимирской областей. Эти ансамбли («хоры рожечников») исполняли народные песни и танцы, с большим успехом выступая во многих городах России и за границей.
До революции в нашей стране существовал только один оркестр русских народных инструментов, созданный В. В. Андреевым на основе усовершенствованных балалайки и домры.
У других народов не было своих ансамблей и оркестров, а инструменты постепенно выходили из употребления.
В советские годы во всех республиках СССР было создано множество профессиональных, самодеятельных ансамблей при домах культуры, на фабриках и заводах, в районных центрах страны, восстановлены лучшие, незаслуженно забытые национальные инструменты, многие из них усовершенствованы.
Широко известны в нашей стране такие оркестры народных инструментов, как казахский им. Курмангазы, белорусский и узбекский, Украинская заслуженная капелла бандуристов, оркестровые группы при ансамблях песни и танца Литовской и Латышской ССР, при хоре им. Пятницкого, оркестры русских народных инструментов им. В. В. Андреева и им. Н. И. Осипова.
Творчество народных музыкантов получило большое развитие во всех социалистических странах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.