Советская живопись


В глубокой синеве небес торжественным строем плывут мощные купы облаков. Над темными, беспокойными волнами Северного моря, над грядами вековых утесов, местами еще покрытых нестаявшим снегом, устремились в гордом, свободном полете сверкающие белизной красавцы лебеди. Словно свежий ветер, прекрасная, строгая и величавая картина «В голубом просторе» А. А. Рылова, написанная в 1918 г., наполняет душу ощущением силы, бодрости и счастья. В ней звучит светлая, вдохновенная мечта о прекрасном будущем. Эта картина была одним из первых откликов мастеров живописи на великие революционные события, коренным образом изменившие жизнь в стране.

События настойчиво звали художников окунуться в самую гущу жизни, стать деятельными участниками преобразования ее на новый лад, воспеть мужество и красоту человека новой эпохи, свободного от угнетения, создающего свое прекрасное завтра.

В. И. Ленин в широко известных словах определил задачи искусства, служащего построению первого в мире бесклассового общества: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Многие свои полотна советские живописцы посвятили жизни и деятельности Ленина. Широкой известностью пользуется картина И. И. Бродского «В. И. Ленин в Смольном». Эта картина-документ с предельной точностью воссоздает обстановку кабинета вождя, черты его внешнего облика. Во многих картинах Ленин показан как пламенный оратор, вдохновляющий народ на революционную борьбу.

Особенно большое место на выставках 20-х гг. занимали полотна, посвященные гражданской войне, ее героям и памятным битвам. Одним из крупнейших талантливейших летописцев гражданской войны был М. Б. Греков.

...Мчится по знойному полю лихая тачанка, рвутся и хрипят под пулями кони, пригнулись готовые к бою буденновцы («Тачанка»). Зритель видит в этом полотне рассказ о силе и гневе народа, безудержного в своем победном натиске. А вот картина «Трубачи Первой Конной Армии» — по опаленной солнцем, затянутой клубами горячей пыли степи движется в конном строю отряд красноармейцев. Дуют в трубы музыканты самодеятельного оркестра, хохочет над их усилиями скачущий сбоку командир... Как хорошо раскрыты здесь душевная чистота героев-красноармейцев, жизнерадостность, поддерживающая их в тяжкие дни боевой страды революции! О большой художественной силе и выразительности картин Грекова очень точно сказано в специальном приказе по Наркомату обороны, подписанном К. Е. Ворошиловым (1934): «Он старался показать только историческую правду, как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта правда настолько прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании».

Многие произведения о гражданской войне раскрывают героизм, мужество защитников молодой Советской республики, так ярко проявившиеся в эти легендарные времена. В известной картине Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов» изображен молчаливый поединок между захваченными в плен коммунистами и допрашивающими их белогвардейскими офицерами. Хотя сила на стороне белогвардейцев, их неправое дело обречено. Это ясно чувствуется по той нервозности, тупой и жестокой злобе, которые так остро выражены в позах, движениях, мимике офицеров. Художник убедительно показал, что моральную победу одерживают коммунисты. Только ясное сознание высоких целей борьбы, безграничная преданность светлым революционным идеям могли воспитать такую стойкость характеров.

Большой, могучей трагической силой проникнута картина К. С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара». Отряд красноармейцев преследует неприятеля. Наступление в разгаре, бойцы атакуют врага. Лишь один из них тревожно оглянулся, отыскивая комиссара. Смертельно раненный комиссар, судорожно сжимая в руке винтовку, склонился на грудь поддерживающего его товарища. Эта группа — умирающий комиссар и обнимающий его боевой соратник — центральная на полотне. Художник прославил мужество и самоотверженность борцов за свободу, красоту подвига во имя революции.

Одна из важнейших тем советской живописи — свободный, творческий труд нашего народа.

Вот, например, полотно «Хлеб» украинской художницы Т. Н. Яблонской. Каким бурным, бодрым движением пронизана картина с ее солнечно-светлыми красками!

Обычная картина трудовых будней изображена на полотне А. А. Пластова «Ужин трактористов». В закатный час девочка принесла трактористу и его помощнику —мальчику-прицепщику — молоко и хлеб. Ненадолго прервав работу, они собираются перекусить на скорую руку.

Далеко видно перепаханное поле, на переднем плане — густая, высокая трава, освещенная ярким, но постепенно замирающим светом заходящего солнца.

Эта сцена очень проста и бесхитростна, но есть в ней и глубокое уважение к большому, упорному труду колхозников, и ощущение близости с родной природой, и любование ее красотой.

Повседневная жизнь поэтично и выразительно изображена зорким художником Ю. И. Пименовым в картине «Новая Москва». Вместе с девушкой, сидящей за рулем открытой машины, вы мчитесь по омытой весенним дождем площади Свердлова, видите торжественную линию высоких зданий Охотного ряда. Ваш взгляд устремлен вглубь, и вы, словно мельком, замечаете нарядную спешащую толпу. Хотя основной «нерв» полотна в быстром, увлекающем вперед движении, картина оставляет ясное, четкое впечатление.

В картине А. А. Дейнеки «Будущие летчики» также нет особенно сложного сюжета: высокое небо, свежий ветер над слегка взволнованным морем, парящий в голубой дали самолет и притихшие, задумчиво следящие за его полетом крепкие, загорелые мальчишки — вот и все, что изображено на холсте. Но художник передал здесь красоту окружающего нас мира, чистые и радужные мечты юности.

Мастерами советской живописи созданы и наиболее сильные полотна, рассказывающие об эпохе Великой Отечественной войны: «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева, «Мать» Б. М. Йеменского, «Возвращение» В. Н. Костецкого, «Мать партизана» С. В. Герасимова.

Картину «Конец» создали три художника: М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов. Многие годы эти художники работают сообща под псевдонимом «Кукрыниксы». Картина изображает бомбоубежище рейхсканцелярии Гитлера в момент решительного штурма Берлина советскими войсками. Раскрылась тяжелая металлическая дверь, и в комнату, где сидят трое фашистских главарей, вваливается, почти падая, кровавый «фюрер» с безумно выкаченными глазами. Он задыхается и рвет на себе ворот. Все кончено, уже некому приказывать и звонить — телефонная трубка болтается в воздухе. На полу стоит чемодан, но бежать уже поздно, да и некуда. Покосились картины на стенах, погасло электричество, комната освещена мертвенно-бледным светом фонаря. Близкое дыхание смерти веет над этим логовом извергов, загубивших миллионы жизней, разоривших много стран и городов. Пришло неизбежное возмездие... Конец...

Хотя эта картина Кукрыниксов, законченная в 1948 г., написана по горячим следам недавних событий, ее бесспорно можно назвать произведением исторического жанра живописи. Ведь понятие «исторический» не обязательно связано с сюжетом, взятым из прошлых веков. Самый существенный признак — глубина и полнота раскрытия важнейших событий, конфликтов, типических фигур эпохи, близкой или далекой,

Такие качества мы встречаем в целом ряде произведений советских мастеров кисти. Глубиной проникновения в историю отличается картина Иогансона «Выступление В. И. Ленина на третьем съезде комсомола» и его же полотно «На старом уральском заводе». Советская историческая живопись заслуженно гордится великолепными произведениями, воспевающими славные подвиги защитников русской земли. Патриотическим духом наполнена картина «Утро на Куликовом поле» А. П. Бубнова. Среди лучших исторических произведений советской живописи можно назвать также картины «Александр Невский» П. Д. Корина, «Лористон в ставке Кутузова» Н. П. Ульянова, «Поединок Пересвета с Челубеем» М. И. Авилова.

Советский современник — главный герой нашей живописи, и поэтому в ней такое важное место занимает портретный жанр. В своих работах советские портретисты стремятся не только верно передать внешний облик людей нашего времени, но и раскрыть содержание их духовной жизни, их помыслы, стремления, идеалы.

На первых этапах развития советского искусства большое распространение в живописи (так же как и в скульптуре и графике) имел так называемый «типизированный» портрет: обобщенное изображение характерных представителей трудящихся классов, профессий, носителей определенных общественных должностей. Эти портреты так и назывались: «Рабочий», «Колхозница», «Красноармеец», «Председательница», «Делегатка». Это было связано с утверждением в качестве новых героев искусства людей из народа.

Но со временем основное место в нашей портретной живописи заняли индивидуальные образы, портреты, сложно и разносторонне повествующие о людях наших дней. Центральная тема многих портретов советских художников — прославление творческой воли человека. С особой силой и яркостью это ощущается в картинах выдающегося художника М. В. Нестерова. Одно из самых замечательных его произведений — портрет академика И. П. Павлова. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах, близ Ленинграда. Слегка откинувшись, он решительным жестом положил на стол сжатые в кулаки крепкие, сильные руки. В этом утверждающем, энергичном жесте великолепно выражен волевой, собранный характер гениального ученого-борца.

Нередко советские портретисты изображают своих героев в обычной трудовой обстановке — на фоне заводского цеха, за рабочим столом, в поле. Образ девушки в красном платочке на картине «Дочь Советской Киргизии» С. А. Чуйкова тонко и умело связан с обликом природы родных мест. Далеко видны синеющие вдали горы, расстилающаяся киргизская степь.

В портрете старейшего советского скульптора В. Лишева художник В. М. Орешников изображает убеленного сединами мастера в кресле на фоне одной из созданных им статуй. Левой рукой скульптор как бы машинально мнет кусок глины: красноречивая деталь, свидетельствующая о том, что старый художник и в минуты отдыха погружен в свои творческие думы...

В портретах, написанных советскими художниками С. В. Малютиным, П. Д. Кориным, П. И. Котовым, П. Н. Кончаловским, М. С. Сарьяном и другими мастерами, торжествует высокая, светлая человечность, душевная чистота, раскрывается радость свободного творчества.

Художники старшего поколения — В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, И. Э.Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, С. В. Герасимов — принесли в советское искусство лучшие традиции русской пейзажной живописи. Со зрелым, тончайшим мастерством передают они красоту родной природы, поэзию ее полей, лесов, опередив в то же время те изменения, которые внесло новое время в облик родной земли. Крымов в картине «Утро в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького» изобразил радостное, светлое начало дня в советской столице. А. Куприн, В. Рождественский, Юон в своих работах воспроизвели виды промышленных новостроек. Очень часто старейший армянский художник Сарьян в пейзажах своего родного края прибегает к сочетанию древних и совсем новых «мотивов». В его пейзаже «Арарат из Двина» — гордое великолепие снежных вершин Арарата словно осеняет долину, где идет своя жизнь, цветут обработанные поля, наливаются соками плоды.

Больших успехов достигли советские мастера натюрморта. Так, например, в натюрмортах Кончаловского с великолепной силой, сочной красочностью выражены спокойная, здоровая радость бытия, счастливая полнота обладания всеми дарами жизни.

В едином строю с художниками Российской Федерации работают талантливые мастера других союзных республик СССР.

Солнечные и радостные полотна армянского художника Сарьяна или превосходные скульптурные произведения литовского мастера Ю. Микенаса являются гордостью всего нашего искусства. Полные мужественной красоты произведения Я. Николадзе, У. Джапаридзе, В. Топуридзе, С. Вирсаладзе и многих других мастеров Грузии волнуют своей художественной правдой, своим видением мира. А сколько замечательных художников на Украине! По всей стране известны работы талантливой плеяды украинских живописцев и графиков — А. Шовкуненко, Т. Яблонской, С. Григорьева, В. Костецкого. Широко известны произведения эстонского графика Э. Эйнмана, латышских живописцев Э. Калнынына, Я. Осиса. Успешно работают в Азербайджане М. Абдуллаев, Т. Салаков, в республиках Средней Азии — С. Чуйков, У. Тансыкбаев и многие другие превосходные художники нашей многонациональной Родины, взращенные Советской страной, окруженные всенародной любовью.

«Нет благороднее и выше задачи, чем задача, стоящая перед нашим искусством, — запечатлеть героический подвиг народа — строителя коммунизма», — сказал Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС,

Стремлением увидеть новое в жизни, передать облик нашего современника, уверенностью в завтрашнем дне проникнуты лучшие создания советских художников, ставшие своеобразной, многокрасочной летописью наших дней, нашей борьбы за коммунизм. Поэтому-то так широка популярность советского изобразительного искусства в СССР, поэтому-то многие тысячи трудящихся ежедневно посещают художественные музеи и выставки. Уже не только в городах, но и в колхозах открываются свои музеи. Так, например, только в одном музее колхоза «Дружба народов» в Крыму выставлено около ста произведений советских художников. Во многих школах страны организованы так называемые «школьные Третьяковки» — постоянные или передвижные выставки художественных репродукций. Традиционными весенними праздниками дружбы художников с теми, для кого и о ком создают они свои произведения, — с широкими массами трудящихся — стали у нас «Недели изобразительного искусства».

Каждый советский человек имеет доступ к произведениям искусства и может совершенствовать свои художественные способности. С первых дней Советской власти развивается в нашей стране художественная самодеятельность.

Изостудии, изокружки сейчас имеются почти во всех клубах, дворцах культуры, домах пионеров и школах. Ежегодно устраиваются выставки самодеятельных художников, выставки детского рисунка.

Когда проходишь по залам нижнего этажа Третьяковской галереи, где расположены произведения мастеров советского изобразительного искусства, то воспринимаешь работы наших мастеров живописи как многоголосый хор, объединенный стремлением художников познать и утвердить в искусстве новый светлый мир рожденных революцией человеческих взаимоотношений. И в то же время каждый из мастеров, которыми мы по праву гордимся, шел своим путем и достиг подлинного своеобразия в своем творчестве.