Советская литература


Родилась советская литература вместе с новым миром — миром социализма. Жизнь ей дала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Еще в ноябре 1905 г. Владимир Ильич Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» пророчески писал о будущей социалистической литературе: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить... миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность».

Служение советской литературы народу, ее преданность идеям Коммунистической партии, которая отражает и защищает коренные интересы трудящихся, есть выражение ее народности и партийности.

«В условиях социалистического общества, — говорит Н. С. Хрущев, — где народ является действительно свободным, подлинным хозяином своей судьбы и творцом новой жизни, для художника, который верно служит своему народу, не существует вопроса о том, свободен или не свободен он в своем творчестве. Для такого художника вопрос о подходе к явлениям действительности ясен, ему не нужно приспосабливаться, принуждать себя, правдивое освещение жизни с позиций коммунистической партийности является потребностью его души, он прочно стоит на этих позициях, отстаивает и защищает их в своем творчестве» («За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа»).

Простой труженик, преобразующий жизнь на социалистических началах, а ныне строитель коммунизма, стал ведущим героем произведений советских писателей.

Октябрьская революция дала жизнь литературам многих народов СССР, различным по своей национальной форме, но единым по социалистическому содержанию.

Огромную роль в развитии литератур братских народов Советского Союза играет русская литература. Ее могучее благотворное влияние способствует еще более яркому расцвету культуры в национальных республиках.

 

* * *

После Октября писатели разделились на два лагеря.

На сторону Советской власти перешли лучшие представители русской литературы. С судьбой революции открыто связали свою жизнь и творчество Максим Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, Демьян Бедный, В. Брюсов, A. Блок, В. Вересаев, К. Тренев, А. Чапыгин, B. Шишков, А. Новиков-Прибой и многие другие писатели. По ту сторону баррикады остались писатели, далекие от народа, тесно связанные с буржуазно-дворянским строем (И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Арцыбашев). Все они оказались в эмиграции.

Часть писателей, покинувших родину, в 20—30-х гг. возвращаются в Россию, чтобы участвовать в строительстве новой жизни, — среди них А. Н. Толстой (см. ст. «А. Н. Толстой»), А. Куприн, С. Скиталец.

Уже в годы гражданской войны (1917 —1920) советские писатели сумели отразить в своих произведениях то новое, что принесла революция: героическую борьбу народа с внутренними и внешними врагами за Советскую власть, самоотверженный труд на фабриках и заводах, на первых коммунистических субботниках, раскрепощение женщины.

В 1918—1920 гг. на страницах газет «Правда» и «Известия» активно выступает с очерками, рассказами и корреспонденциями А. С. Серафимович (1863—1949) — писатель, который вошел в литературу еще задолго до Октября. Он призывает своих собратьев по перу дышать бодрящим воздухом революционной действительности. Считая, что писатель должен «сам тыкаться во

все углы... побывать в самых дальних закоулках, все лично обследовать, рассмотреть», Серафимович в качестве корреспондента «Правды» объездил колчаковский, врангелевский, Западный фронты, Украину. В книге очерков и рассказов «Революция, фронт и тыл» А. С. Серафимович ярко показал организующую роль Коммунистической партии в революции и гражданской войне.

В те годы очень популярно было творчество Демьяна Бедного (см. ст. «Демьян Бедный»), Его стихи о «величайшем из великих, красноармейце рядовом» заучивались наизусть, его песни неслись над уходившими в бой красноармейскими полками. Патриотическая поэзия Бедного была действенным оружием революции.

Маяковский (см. ст. «В. В. Маяковский») создал в 1918 г. первую выдающуюся советскую пьесу о революции «Мистерия-Буфф». В этот же период он сотрудничал в «Окнах РОСТА» (Российского телеграфного агентства), живо откликаясь на события гражданской войны. Значительные поэтические произведения были созданы В. Я. Брюсовым, А. А. Блоком, С. А. Есениным (см. ст. об этих поэтах) и многими другими поэтами.

В те годы с новой силой зазвучало художественное слово великого пролетарского писателя Максима Горького (см. ст. «Максим Горький»).

 

* * *

После окончания гражданской войны в ряды советских писателей вливаются свежие силы: Леонов (см. ст. «Л. М. Леонов») и Федин (см. ст. «К. А. Федин»), Фадеев (см. ст. «А. А. Фадеев») и Шолохов (см. ст. «М. А. Шолохов»), Вс. Вишневский и Б. Лавренев, Н. Тихонов и Э. Багрицкий и многие, многие другие. Это люди, с оружием в руках отстаивавшие завоевания Октября, — бойцы, политработники, военные журналисты Красной Армии. Все они могли бы сказать о себе словами своего товарища по оружию и собрата по перу А. Фадеева: «Как писатель своим рождением я обязан этому времени».

Страна переходила к мирному строительству, восстанавливала разрушенные заводы и фабрики. Жизнь предъявляла новые требования к писателю. Правдивое, полнокровное воплощение образа нового героя революционной эпохи, изображение событий Великой Октябрьской революции и гражданской войны стало основной задачей литературного развития тех лет.

Лучшие произведения советской литературы («Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева, «Владимир Ильич Ленин» В. Маяковского, «Любовь Яровая» К. Тренева) отражали борьбу народа, руководимого партией.

Замечательным явлением литературы 20-х гг. стала повесть Д. А. Фурманова (1891—1926) «Чапаев» (1923), которая позднее была положена в основу кинофильма «Чапаев») Повесть рассказывает о героическом народном полководце Василии Ивановиче Чапаеве. Бывший комиссар легендарной Двадцать пятой Чапаевской дивизии Фурманов использовал в своей книге личные воспоминания и подлинные документы.

Другим выдающимся произведением является повесть А. Серафимовича «Железный поток» (1924) о походе Таманской армии, с неимоверными трудностями прорывавшейся в 1918 г. сквозь вражеское кольцо. Направляемая большевиками, она превращается в сплоченный, монолитный коллектив, «будто идет один человек несказанного роста, несказанной тяжести и бьется одно огромное, нечеловечески огромное сердце». /Руководитель армии — Кожух, выходец из народных низов, человек редкого мужества и твердости, силу и стойкость которого питают идеи партии.

В романе «Разгром» (1927) А. Фадеев рассказал о героической борьбе сибирских партизан с белогвардейцами и японскими интервентами.

Одной лишь темой гражданской войны не исчерпывались, однако, творческие устремления писателей. Их все больше влекло к современности, к отражению созидательного труда советских людей. Лучшим произведением художественной прозы на эту тему был роман «Цемент» (1925) Ф. В. Гладкова (1883—1958), вступившего в литературу задолго до Октября. М. Горький писал автору романа: «На мой взгляд, это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд». Роман Гладкова — достоверная художественная летопись жизни цементного завода, встающего из руин после войны и разрухи. Это вместе с тем гимн труду «как организатору нового человека» и «человеку как организатору нового труда». Герой «Цемента» Глеб Чумалов — живое олицетворение советского рабочего класса, истинного хозяина своей судьбы.

Достойно и ярко воплотить образ героя современности стремились не только прозаики, но и драматурги, поэты.

В пьесах «Шторм» (1924) В. Билля-Белоцерковского, «Любовь Яровая» (1926) К. Тренева, «Разлом» (1927) Б. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» (1927) Вс. Иванова советские люди встречались с настоящими героями революции, как бы шагнувшими на сцену из самой жизни.

Самая крупная из этих героико-революционных драм — «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876—1945). Героиня пьесы — скромная сельская учительница. Узнав, что любимый ею человек стал белогвардейцем, она находит в себе силы отдать его в руки революционного правосудия. Это решение далось ей нелегко и не сразу. «Нет, я только с нынешнего дня верный товарищ», — говорит Яровая комиссару Кошкину в конце пьесы, и в этих словах звучит глубокая убежденность Яровой в правоте избранного ею пути.

В 20-е гг. советская поэзия бурно развивается. На переднем крае борьбы советского народа за социализм сражается своим словом-штыком В. Маяковский. Свои большие раздумья «о времени и о себе» он воплотил в поэмах «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927) и вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).

Мужественной романтикой боевого революционного подвига овеяны чеканные строки баллад Н. Тихонова (сборники «Орда» и «Брага», 1919 — 1922), поэмы и стихи Н. Асеева («Двадцать шесть», 1925 и др.), поэма Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (1926). К современнику и сверстнику были обращены стихи и поэмы комсомольских поэтов А. Безыменского, А. Жарова, И. Уткина, М. Светлова.

К концу 20-х гг. произведения советских писателей начинают издаваться за рубежом. Советская литература завоевывает международный авторитету.

Ярким проявлением повседневной отеческой заботы Коммунистической партии о советской литературе явилась резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). В ней были определены пути развития советской литературы.