К. А. Федин (р. 1892)


Вихрь событий, поднятый революцией, проносится по стране. Революционный порыв охватил народные массы. Самоотверженно защищают Советскую власть от ожесточенного врага трудовые люди.

Этой романтикой обновления жизни проникнуты страницы первого романа К. Федина «Города и годы», вышедшего в 1924 г.

Федину-писателю очень помогла его дружба с М. Горьким, беседы с ним о судьбах и назначении литературы и искусства, о роли писателя, о прошлом, настоящем и будущем России и всего человечества. Алексей Максимович учил молодого писателя видеть новое и радоваться новому.

«После знакомства с Горьким, — пишет Федин, — я не мог бы объяснить происходившее со мной... Мне казалось, я выбрался из узенькой, почти непроходимой теснины на простор... Что мною завоевано какое-то особое право на творчество, — конечно, чистое, конечно, настоящее творчество. Что право это мое придется отстаивать, но что я, конечно, его отстою, потому что мой помощник — Горький. Да, я так его мысленно и называл: помощник и освободитель».

Константин Александрович Федин всегда очень чуток к тем важным событиям, которые волнуют все человечество. В начале 30-х гг. в Европе было очень неспокойно. Из норы выполз зловещий коричневый зверь — фашизм. Грозовые разряды тех лет доносятся до нас, когда мы читаем роман К. Федина «Похищение Европы».

Писатель показывает бедствие народных масс в капиталистических странах. И, может быть, ни одна картина не изображает с такой убедительностью трагичность судьбы простых людей, как та сцена, когда крестьянский мальчик с риском для жизни карабкается по крутому склону над глубоким обрывом, чтобы за обещанный богатой туристкой доллар достать упавшую дорожную сумочку... Во второй книге романа «Похищение Европы» удушающая атмосфера лжи и обмана, царящих в буржуазном обществе, сменяется картинами новой жизни, строящейся в Стране Советов.

Бесчеловечность капиталистического мира, калечащего и опустошающего души людей, становится темой написанного перед самой войной романа К. Федина «Санаторий Арктур». В санатории, расположенном в горах Швейцарии, обречены на гибель представители «цвета» буржуазной интеллигенции, и люди гибнут не столько от туберкулеза, сколько от душевного недуга — безволия, равнодушия, бесцельности их жизни.

Судьбы интеллигенции, ее место в жизни и борьбе народа всегда волновали К. Федина. Еще в 1924 г. он написал роман «Братья», посвященный поискам пути к большому искусству. Музыкант Никита Карев, уйдя в собственный мирок, оказывается в тупике. И только сблизившись с жизнью, проникнувшись ее интересами, он становится способным творить настоящую музыку. Писатель отвергает такое творчество, которое не имеет корней в национальной почве, оторвано от народа.

Разразилась Великая Отечественная война, и, как все советские писатели, К. Федин оружием слова борется против врага. Очерки и рассказы писателя, вошедшие в книжки «Несколько населенных пунктов» и «Свидание с Ленинградом», славят моральное величие русского человека.

Беспримерный подвиг советских людей в борьбе против фашизма заставляет писателя глубже задуматься над славным прошлым своего народа. Ведь именно тогда, в грозовые годы революции и гражданской войны, начался великий путь, приведший к победе. Так появились романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето». Это наиболее крупные произведения К. Федина, в которых автор достиг большого мастерства.

Главные герои этих произведений Федина— коммунисты, идущие впереди народа. Два неразрывно связанных между собой поколения большевистской гвардии олицетворяют старый опытный подпольщик Рагозин и молодой революционер Извеков.

В трудных условиях революционного подполья, в огненные годы борьбы с белогвардейщиной и интервентами они проявляют стойкость, силу духа, беззаветную отвагу. Именно эти люди засучив рукава закладывают первые камни в строящееся здание нового, «счастливого, здорового, сильного уклада». Читатель впервые знакомится с Кириллом Извековым, когда он был еще совсем юным. Но уже и тогда Кирилл привлекал мужественной красотой души и непоколебимой верностью революционному долгу. В испытаниях подполья закаляется его характер, и перед нами вырастает мужественный солдат партии, без устали работающий для счастья людей.

В третьем романе — «Костер», завершающем повествование, мы вновь встречаемся с героями в годы Великой Отечественной войны. Завоеванную в годы революции и построенную в годы пятилеток новую жизнь они с оружием в руках отстаивают от злейшего врага человечества — фашизма.

Творчество К. Федина, одного из виднейших современных писателей, помогает лучше узнать людей нашей героической эпохи. Его общественная и литературно-творческая деятельность — это неразрывное идейное целое. Как первый секретарь правления Союза советских писателей он неустанно заботился о развитии советской литературы, о молодых писателях. Везде и всегда К. Федин, член Советского комитета защиты мира, выступает активным борцом за мир, за счастье человечества.