Садриддин Айни (1878-1954)


В плену у безводных пустынь Средней Азии, покрытая песками, дремала Бухара. Страной правил эмир — вассал русского царя. Ему принадлежали стада и поля, а зависевшие от него помещики разоряли дехкан (крестьян) большими поборами за землю и воду.

Октябрь разбудил Среднюю Азию. Народы Бухары поднялись на борьбу за лучшую долю. Вместе с революцией в таджикские селения пришел «Марш свободы». Восставший народ пел:

 

Сбросьте иго покорства и страха —
Засияла свободы заря.

 

Марш написал учитель Садриддин Айни, находившийся в рядах Красной Армии, которая помогла его родине освободиться от гнета эмиров, феодалов и баев.

Садриддин Саидмурадович Айни родился в селении Соктаре, близ города Гиждувана. Он рано остался сиротой, рано узнал тяготы жизни бедняка. Учился, стал учителем, слагал стихи и после победы революции целиком отдался литературной деятельности.

Книги С. Айни — живая история народов Средней Азии. Герой повести «Одина» (1924 —1925) —бедный таджик, работающий на богача. Не выдержав эксплуатации, он бежит от бая и поступает на хлопковый завод в Андижане. Чтобы жениться на любимой Гульбиби, Одина возвращается в кишлак, но по дороге эмирские чиновники отбирают у него все, что он заработал за три года. Он вновь покидает родной кишлак и опять поступает на завод. Здесь он заболевает, его выбрасывают на улицу. Одина умирает в нищете.

В романе С. Айни «Дохунда» («Бедняк») — первом таджикском романе — герои Ёдгор и Гульнор борются против феодально-капиталистического гнета, участвуя в гражданской войне. Победив в этой борьбе, они строят новое, социалистическое общество. Эти герои добились счастья.

Айни создал также роман «Рабы» (1934) и повести «Бухарские палачи» (1920), «Смерть ростовщика» (1939), «Сирота» (1940).

Много картин из жизни дехкан, ремесленников, студентов в книге С. Айни «Воспоминания» (в русском переводе — «Бухара»). Здесь выведены чудесные образы людей из народа: резчик по дереву Усто-ходжа, смелая женщина Хабиба; здесь разоблачается жестокость феодалов, сборщиков податей, эмира. Язык реалистической прозы Айни краток и образен; писатель использует народные сказки. Это — результат учебы у Горького и у классиков таджикской литературы.

В «Песне о битве человека с водой» он прославляет коммунистов, смиривших бурный Вахш и превративших голые степи в цветник.

Как историк и филолог С. Айни известен трудами о крупнейшем таджикском ученом Ибн-Сине (Авиценне) и родоначальнике таджикской классической поэзии Рудаки, о поэтах Фирдоуси и Саади.

За произведения на узбекском языке и труды о поэте Навои С. Айни был избран почетным академиком Узбекской Академии наук. Садруддин Саидмурадович Айни был трижды награжден орденом Ленина.

От мрачных келий медресе — духовной школы, где Айни мальчиком зубрил непонятные, полные суеверий религиозные тексты, до светлых залов Таджикской Академии наук, первым президентом которой он стал, от положения узника, избитого палками по приказу эмира, до народного депутата в Большом Кремлевском дворце — таков путь основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни.