Якуб Колас (1882-1956)


Якубу Коласу (Константину Михайловичу Мицкевичу) в 1926 г. было присвоено звание Народного поэта Белорусской ССР. Он родился 3 ноября 1882 г. в семье безземельного белорусского крестьянина-лесника. Детство поэта прошло в принеманской лесной глуши. Школы поблизости не было, и первые шаги в грамоте пришлось делать самостоятельно, «самоуком». Овладев грамотой, Колас увлекается баснями И. А. Крылова, пробует и сам писать басни.

В 1898 г. Колас поступил в учительскую семинарию в г. Несвиже. С 1902 г. Якуб Колас учительствует в начальных школах Полесья и выступает ходатаем по всем крестьянским делам. Нелегальные стихи Коласа начали распространяться в списках среди крестьян и сельской интеллигенции, а его заметки о беззаконии помещиков и местных властей появлялись под разными псевдонимами в демократической печати. В 1906 г. в белорусской газете «Наша доля» (вышло всего 6 номеров, после чего газета была закрыта) было опубликовано первое стихотворение Коласа «Край родимый», в котором он нарисовал живую картину угнетенной Белоруссии. В этом же году за революционную деятельность и участие в нелегальном съезде учителей Колас был уволен, а в 1908 г. приговорен к трем годам тюрьмы.

В Минском остроге Колас начинает писать поэму «Новая земля». В 1910 г. вышел первый сборник его стихотворений «Песни печали».

В последующие годы выходят книги рассказов Якуба Коласа «Рассказы», «Родные образы». Это были первые подлинно народные рассказы в белорусской литературе. В письме к украинскому писателю М. Коцюбинскому Горький писал: «В Белоруссии есть два поэта: Якуб Колас и Янка Купала — очень интересные ребята... Просто пишут, так ласково, грустно, искренно».

Послеоктябрьский период жизни Якуба Коласа знаменателен большой творческой активностью поэта. В 1922 г. он завершил крупнейшую в белорусской литературе поэму «Новая земля», которая по праву считается энциклопедией жизни белорусского крестьянства конца XIX в.

В многочисленных лирических отступлениях поэмы автор рисует красочные картины родной природы, на фоне которых развертывается жизнь бедных крестьян, их труд и борьба. Каждая страница поэмы согрета глубоким лиризмом, искрится народным юмором, привлекает образным и метким языком.

В поэме «Симон-музыкант» (1924) Колас с большим поэтическим мастерством и вдохновением показал трагическую судьбу народных талантов, обреченных царизмом на гибель. Герой поэмы — поводырь слепого нищего, одаренный скрипач Симон. Бедность не позволяет ему развить свой талант. Но он верит, что наступит иное время и он своей «задушевной игрой» сможет украсить жизнь трудового люда.

В советские годы Якуб Колас создает прозаическую трилогию о борьбе белорусского народа за свое освобождение, о роли интеллигенции, вышедшей из народных низов, в этой борьбе. Трилогия закончена в послевоенные годы и издана под общим названием «На росстанях». В лирических стихах Колас живо откликается на важнейшие события нашей бурной жизни. В то же время он пишет рассказы и сказки для детей, критические статьи и научные исследования по языковедению и литературе.

Героика партизанской борьбы в годы гражданской войны нашла яркое отражение в повести Коласа «Трясина».

В годы Великой Отечественной войны в партизанские отряды до глубокого тыла доходили пламенные стихи Коласа, напечатанные в листовках и фронтовых газетах. Они вселяли веру в победу над врагом, вдохновляли народных мстителей на новые подвиги.

В стихотворении «Голос земли» поэт писал:

 

Я слышу зов, земля родная!
Хоть песней я к тебе прильну.
Тебе я, сын твой, обещаю:
Недолго будешь ты в плену.
Твой лес объят весь шумом гневным,
Я вижу луч твоей зари.
Он солнцем заблестит полдневным,—
Есть у тебя богатыри.
(Перевод XI. Голодного.)
 
Земля, моя краіна!
Я чую прызыўны звон!
Прыміж хоць слова твайго сына —
Не доўгі будзе твай палон,
Шумяць гняўліва твае пушчы,
Трасуцца помстаю бары.
I дзень твой хмурны зрок
расплюшчыць —
Ёсць у цябе богатыры!

 

Белорусский народ неоднократно избирал своего поэта депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета БССР.

Литературное наследство Якуба Коласа стало достоянием всего советского народа, для которого он жил и работал.