Театр


Конечно, многие из вас бывали в театре.

У некоторых, наверное, есть даже свои любимые театры, спектакли и актеры. Но знаете ли вы, что такое театр, как он возник, какую роль играл он в жизни людей всех эпох и всех стран?

В далекие времена охотник, подстерегая зверя в лесной чаще, одевался в шкуру медведя или бизона, подражал их повадкам и голосам, чтобы животное подпустило его поближе. При этом он становился как бы актером, но не для игры и забавы, а ради успеха своей охоты.

В этом подражании видны первые ростки театральных представлений. В нем уже можно уловить зачатки будущего реалистического театрального искусства — воссоздание жизни и отношений людей определенной эпохи в обстановке, образах и действиях, близких к реальным.

Из каких же элементов складывается актерское искусство?

Чтобы создать образ героя, актер использует прежде всего речь. В речи особенно полно раскрываются мысли и взгляды человека. Но важнейшее средство создания театрального образа — это сценическое действие. Без него нет искусства театра. Сценическое действие — это не просто движение актера по сцене, но и умение раскрыть внутренний смысл каждого поступка героя, показать борьбу его чувств и мыслей.

Однако до выхода на сцену актер проходит долгий и нелегкий путь к своему герою. Прежде всего он должен в своем сознании сам стать этим героем, внутренне в него перевоплотиться. Такое перевоплощение совершается постепенно. Актер тщательно отбирает детали поведения и характера того человека, которого предстоит сыграть в спектакле. Для этого ему необходимы острая наблюдательность, умение видеть и сохранять в памяти массу различных жизненных явлений — от крупнейших общественных событий до незначительных случаев и бытовых сцен.

Кроме того, актер должен владеть приемами сценического мастерства, с помощью которого он сможет все прочувствованное и продуманное передать на сцене, донести до зрителя; артист должен уметь управлять мимикой своего лица, голосом, движениями, подобно тому как скрипач владеет скрипкой, а художник — красками и кистью.

В спектакле обычно участвует много актеров. Все они работают над ролями по-разному, используя свои излюбленные приемы создания образа.

Но если каждый актер будет играть, не считаясь о партнером, цельного спектакля не получится. Актеры будут мешать друг другу, заслонять один другого, тянуть в разные стороны, — как оркестр без дирижера.

В театре задачи дирижера выполняет режиссер. Он объединяет и направляет весь творческий коллектив, занятый в постановке.

Режиссер творчески работает над каждой деталью спектакля. Вместе с художником он разрабатывает декорации, костюмы и грим; с музыкантами подбирает музыку; с осветителями продумывает освещение всех картин и эпизодов. Но самое трудное и ответственное дело для режиссера — это постоянная работа с каждым актером и со всеми вместе на репетициях. А для этого ему надо трудиться над каждой ролью в пьесе не меньше актеров.

Режиссер впервые появился в театрах Шекспира и Мольера. Эти великие драматурги, стремившиеся наиболее точно и глубоко раскрыть на сцене смысл своих пьес, сами работали с актерами. До этого и еще много времени спустя роль режиссера в театре выполняли то драматурги, которые большей частью и сами были актерами, то ведущие актеры, то весь актерский коллектив. Окончательно особенности режиссерского искусства определились лишь к концу XVIII в.

Величайшими мастерами режиссерского искусства в начале XX в. были К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов. Их творчество оказало огромное влияние на режиссерское искусство в нашей стране и за рубежом.

Как бы ни были важны в театре внешнее оформление, музыкальное сопровождение и прочие элементы постановки, основной фигурой в ней всегда остается актер. Ведь именно актер передает зрителю мысли и чувства, владеющие его героем, заставляет любить его или ненавидеть, смеяться и плакать вместе с ним, волноваться за его судьбу. Только актер может внушить зрителям стремление подражать в жизни тому или иному герою, бороться с проявлениями эгоизма, трусости, злобы, лжи и т. д. В этом великая сила общественного, воспитательного воздействия театра. Недаром Н. В. Гоголь сказал: «Театр — это кафедра, с которой много добра можно сказать людям».

Театр стал, таким, каким мы его знаем сегодня, совсем недавно. Он прошел длинный и сложный путь развития. Веками накапливался опыт актерского искусства и совершенствовалась театральная техника, складывался классический репертуар. Но какие бы изменения ни переживал театр за десятки веков своего существования, неизменным оставалось одно его свойство: тесная связь с эпохой, с жизнью людей и страны.

После Великой Октябрьской социалистической революции театр в нашей стране получил возможность полного выражения высоких общественных идеалов и стремлений. Лучшие традиции русского театрального искусства воплотили в своем творчестве советские драматурги: Н. Ф. Погодин и К. А. Тренев, В. В. Вишневский и В. В. Иванов, А. Н. Афиногенов и Б. А. Лавренев, замечательные советские актеры: Н. П. Хмелев, Б. В. Щукин, В. И. Качалов и другие.