Театральная жизнь Москвы и Петербурга первой четверти XIX в.
14 января 1807 г. в Петербургском Большом театре дарило необычайное оживление. Зрительный зал был набит битком с трех часов дня, хотя спектакль начинался в шесть вечера. В этот день впервые шла трагедия «Димитрий Донской» популярного драматурга В. А. Озерова (1769—1816).
Один из современников рассказывал, что, после того как главный герой по ходу действия произнес фразу: «Беды платить врагам настало ныне время», — раздались такие рукоплескания, топот, крики «браво», что спектакль пришлось прервать. Каждый стих, говоривший о славе русского оружия, сопровождался аплодисментами. События далекой истории, показанные на сцене в период борьбы России с Наполеоном, будили патриотические чувства народа.
В первой четверти XIX в. трагедия была одним из наиболее распространенных жанров на русской сцене. Русские литераторы создали немало пьес этого жанра, направленных против тирании. Так, в трагедии Ф — Ф. Иванова «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1806) хор народа прославлял политическую свободу:
Антитиранические мотивы были настолько распространены в русском театре первой четверти XIX в., что нередко вводились в произведения, далекие от каких бы то ни было социальных тем.
В русский перевод либретто одной из опер французского композитора Мегюля были введены жалобы крестьян на самоуправство помещиков. «Раз ты крестьянин, значит ты всегда неправ…—говорилось в этих стихах, — и вся твоя спина за малую вину для палок создана».
Большое место в репертуаре русского театра занимали комедии и водевили. В начале XIX в. ряд комедий создал великий баснописец Крылов (см. ст. «И. А. Крылов»), Комедии Крылова «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807) — острая сатира на низкопоклонство и подражание всему французскому. В «Модной лавке» дана яркая картина мотовства, нелепой погони за французскими товарами. В комедии «Урок дочкам» ловкий слуга Семен выдает себя за французского маркиза и дурачит помещичьих дочек — Феклу и Лукерью, получивших «модное образование». Невежественные Фекла и Лукерья стыдятся своего русского происхождения и гордо заявляют: «Мы… по-русски худо знаем». Осмеивающие увлечение дворян всем французским, сатирические пьесы Крылова приобрели патриотическое звучание, говорили о любви к родине, к родному языку. С симпатией рисует Крылов фигуры крепостных людей — добрых, сметливых, уважающих народные традиции и русскую речь.
Много комедий и водевилей написал известный театральный деятель А. А. Шаховской (1771—1846).
В комедиях и водевилях — маленьких, большей частью одноактных пьесах с куплетами, музыкой и танцами — проскальзывали и сатирические мотивы. Например, герой водевиля А. А. Писарева «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (1825) поет:
Кроме трагедий, комедий, водевилей, большое место в репертуаре театров занимали в то время чувствительные драмы. Среди драматургов сентименталистского направления выделялся Н. И. Ильин (1777 —1823). Известность ему принесла драма «Лиза, или Торжество благодарности» (1802), рассказывавшая о любви сына помещицы Лиодора и крестьянки Лизы. На пути к счастью влюбленных непреодолимая преграда — разное происхождение. Но в конце концов выясняется, что Лиза — дочь помещика, и герои благополучно женятся. Подобные пьесы, ставившиеся на сценах Москвы и Петербурга, содержали серьезные идейные противоречия. Крепостническая действительность была в них сильно приукрашена, автор показывал «добрых» и «кротких» помещиков, мир и согласие между дворянами и их крепостными. Но после героев классицистических трагедий — царей и вельмож, всецело владевших сценическими подмостками в XVIII в., здесь действовали «обыкновенные» люди, и зрители хорошо принимали такие пьесы.
Крупнейшими трагическими актерами начала XIX в. были А. С. Яковлев (1773—1817) и Е. С. Семенова (1786 —1849). Сын костромского купца, Яковлев, увлекшись сценой, бросил купеческое дело и поступил в театр. Особенным успехом пользовался он в главных ролях трагедий Озерова «Фингал» и «Димитрий Донской». Актер создал яркие образы искренних, благородных, сильных духом героев: Отелло («Отелло» В. Шекспира), Гамлета («Гамлет» В. Шекспира), Карла Моора («Разбойники» Ф. Шиллера).
Партнершей Яковлева в трагическом репертуаре была Е. С. Семенова. «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой — и, может быть, только об ней, — писал А. С. Пушкин, — Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою». Е. С. Семенова была дочерью крепостной крестьянки. Благодаря своему выдающемуся дарованию, трудолюбию и напряженной учебе она вскоре стала «царицей русской сцены», как назвал ее Пушкин. В «Евгении Онегине» великий поэт увековечил необычайный успех актрисы в трагедиях Озерова:
В 1808 г. в Петербург приехала известная французская актриса Жорж, выступавшая в основном в тех же ролях, что и Семенова. Но если русская артистка вкладывала в создаваемые образы «внутренний огонь и чувство», то Жорж блистала главным образом внешней техникой актерской игры. В течение нескольких лет между обеими актрисами происходило своеобразное творческое состязание, и победа осталась за Семеновой.
Итак, в первые десятилетия прошлого века Петербург и Москва — обе столицы, как их тогда называли, — жили полнокровной театральной жизнью.
Казенные драматические труппы, не имевшие своего постоянного помещения, долгое время были вынуждены играть на разных сценических площадках, до открытия крупнейших театров страны — Московского Малого (1824) и Петербургского Александрийского (1832). Театральное искусство находилось под неослабным контролем правительства. Первый цензурный устав, изданный в 1804 г., содержал специальный параграф, касающийся театральных представлений. Но никакие жестокие меры правительства не смогли подавить стремление русского общества к правде, живому слову.
В первой четверти XIX в. русский театр в Петербурге и Москве, накопивший большие идейно-художественные ценности, подготовил появление на сцене таких произведений, как комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова и трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Актерское искусство, стремившееся к естественности и простоте, выдвинуло великого основоположника русского сценического реализма М. С. Щепкина.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.