Цирк


Цирк — один из самых древних видов искусства. Цирки получили широкое развитие еще в древнем мире, но по своему устройству и назначению они имели очень мало общего с сегодняшними. Это были огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной длиной до 500 м и шириной до 80 м. На арене на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников, бросая их на растерзание хищным зверям. Эти цирки навсегда исчезли с гибелью Римской империи.

Современный цирк ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и в школах верховой езды.

Там, где собирался народ, появлялись ловкие артисты, умевшие делать удивительные трюки. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси — скоморохами, в Средней Азии — дорвозами. В кругу, образованном толпой, они показывали искусство акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, разыгрывали различные комические сценки. От традиционных выступлений в кругу зрителей в современный цирк перешла форма круглой арены.

А что представляли собой школы верховой езды? В XV и XVI вв. действия всадников на поле боя значительно усложнились, и выполнять их можно было только при хорошей подготовке наездников и лошадей. Поэтому в Европе появились первые школы верховой езды. В этих школах со временем все чаще стали демонстрировать умение управлять лошадьми. Нередко наездники — берейторы — проделывали на лошади различные акробатические упражнения. С XVI в. берейторы выступали на ярмарках и гуляньях.

Выступления наездников могли проходить только на специальном манеже, но их строительство требовало больших средств. Вот почему наездники — первые цирковые артисты — продолжительное время выступали в городах, где уже были возведены временные манежи и трибуны. В 1764 г. первый такой цирк был построен в Москве иностранным предпринимателем.

В 1772 г. Филипп Астлей, в прошлом солдат и рабочий-столяр, построил в Лондоне специальное здание для школы верховой езды. Главное внимание в школе уделяли мастерству наездников. Представления Астлея имели большой успех у публики. Амфитеатр Астлей — так он назывался — историки считают первым в мире постоянным цирком. В его программу, кроме конных номеров, входили выступления акробатов, гимнастов, жонглеров, фокусников, паяцев и других артистов. В амфитеатрах разыгрывали пантомимы, заимствованные из балаганов, где постоянно шли итальянские комедии (см. ст. «Итальянская комедия масок»), французские и английские фарсы (см. ст. «Жан Батист Мольер» и др.). Пантомимы изображали преимущественно сцены военных сражений и конных боев. Такие пантомимы, как «Смерть капитана Кука», «Сражение и смерть капитана Мальборука», впервые поставленные в амфитеатре Астлея, имели шумный успех. Особенно большое внимание постановкам пантомим стали уделять во французском цирке Антонио Франкони. В 1793 г. он открыл в Париже цирк, где вместе со своими детьми показывал конные представления и пантомимы. Это был период Великой французской революции. Пантомимы, шедшие у Франкони, носили героико-патриотический характер и с восторгом принимались публикой.

После смерти Антонио Франкони его сыновья в 1807 г. выстроили новое здание для представлений и впервые назвали его цирком. И не без причин. К этому времени был издан декрет Наполеона I, который запрещал всем зрелищным предприятиям, кроме театров высокой комедии и трагедии, именоваться театрами. Предприятие Франкони называлось амфитеатром и потому попадало под этот декрет. И тогда, чтобы спасти свое дело, Франкони переименовал его в цирк, использовав название любимого зрелища древних римлян. Скоро оно распространилось на все предприятия подобного рода.

В начале и в середине XIX в. цирковые программы состояли главным образом из пантомимы и конных номеров. В перерыве между ними выступали клоуны. Постепенно канатоходцы, акробаты, гимнасты, жонглеры занимают на аренах все более заметное место. С 60—70-х гг. XIX в. в цирках стали выступать укротители диких зверей, ранее показывавшие свое искусство в зверинцах. Сначала они исполняли свои номера в вагонах-клетках, выдвинутых на арену, позже была сконструирована центральная клетка, опоясывающая весь манеж.

После первой мировой войны цирки в буржуазных странах Европы и Америки постепенно приходили в упадок. В устроенных американскими предпринимателями трехманежных цирках артисты показывали свои номера одновременно на трех аренах. Конечно, зрители не успевали по достоинству оценить ни одного из них. Эти цирки, основанные на рекламе, должны были, по замыслу владельцев, поразить зрителей масштабами, количеством выступающих артистов и животных. Подчинение циркового искусства целям наживы, рекламы вело его к упадку.

После первой мировой войны лучшие цирковые артисты стали выступать в театрах-варьете, ресторанах, где больше платили. В свою очередь на аренах цирка появились не имевшие ничего общего с цирковым искусством джаз-оркестры с пошлым репертуаром, певцы и исполнители салонных танцев.

В цирках начали рекламировать опасные номера. На аренах демонстрировали для развлечения черствой буржуазной публики различные уродства и ненормальности. Цирковые представления в большинстве городов Европы, Америки и Азии становились все реже и обычно проходили без успеха.

Как же развивался цирк в России?

В XVII и XVIII вв. цирковые артисты обычно выступали на ярмарках и народных гуляньях. С конца XVII в. в столицах и провинциях (даже в Сибири) дают представления иностранные цирковые труппы.

В 1849 г. цирковые здания, построенные иностранцами в Петербурге, купило государство, и в одном из них открылся казенный цирк. Для подготовки русских цирковых артистов при театральном училище было организовано специальное цирковое отделение. В Москве первый постоянный цирк построили в 1853 г.; находился он рядом с Большим театром.

Если в начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов было иностранцами, то ко второй половине XIX в. арены завоевали русские артисты. Важная роль в истории русского цирка принадлежит братьям Акиму, Дмитрию и Петру Никитиным, сыновьям крепостного крестьянина. Они начали свой путь артистов уличными комедиантами, давая свои представления под музыку шарманки, на которой играл их отец.

Позже братья выступали с театром Петрушки, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег, Никитины открыли в 1873 г. в Пензе небольшой цирк. Публика принимала его хорошо, дело разрасталось, и скоро Никитины сделались крупнейшими цирковыми предпринимателями. Они смело выдвигали на арену способных русских артистов.

Сила русского цирка, его неповторимые особенности прежде всего проявились в жанре сатирической клоунады. Талантливые мастера арены Анатолий и Владимир Дуровы смело нападали на все косное и реакционное в царской России. Дуровы были клоунами-дрессировщиками, они использовали своих животных для различных сатирических сценок. Вот одна из них: А. Л. Дуров раскладывал на арене три газеты и среди них реакционную, враждебную народу и освободительному движению газетку «Гражданин». Дуров громко предлагал свинье выбрать газету по вкусу, и свинья тыкалась своим пятачком в «Гражданина», а Дуров замечал при этом: «Вот свинья и газету выбрала свинскую!»

В. Л. Дуров подготовил сценку «Железная дорога», в которой все роли играли животные, а сам он шутками, направленными против царской администрации, пояснял действие. С сатирическими номерами клоунады в соединении с акробатикой выступал Виталий Лазаренко. В 1914 г. он поставил своеобразный рекорд, исполнив прыжок сальто-мортале через трех слонов.

Аккомпанируя себе на пилах, сковородках, самоварных трубах и других «инструментах», распевали сатирические куплеты клоуны Бим-Бом.

Всемирную известность завоевали цирковые борцы и атлеты Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Петр Крылов, Иван Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы. Блестящих успехов добились русские наездники, акробаты, жонглеры, эквилибристы, гимнасты, признанные артистами мирового класса. Лучшие из них: братья Винкины, Николай Сычев, Ян Польди (Подрезов), Краев-Червинский, Ксения и Михаил Паценко, Николай Никитин, труппа под руководством Георгия Руденко и другие.

Но русский дореволюционный цирк был буржуазным, поэтому в номерах его программ сквозили грубость и пошлость. На арены русских цирков также проникали низкокачественные номера варьете; клоунада часто унижала человеческое достоинство артистов. Владельцы цирков стремились привлечь зрителей, рекламируя во многих номерах опасность исполнения. Со всем этим пришлось вести борьбу деятелям советского цирка, которые развивают лучшие традиции русского циркового искусства.