Леонардо да Винчи
Один из величайших художников итальянского Возрождения, выдающийся математик, механик и инженер Леонардо да Винчи говорил: «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей». Природу Леонардо понимал чрезвычайно широко: небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений, — словом, весь мир вкладывал художник в это понятие. Как часть природы Леонардо рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам и в то же время служит «зеркалом его души». Свою любовь к природе — пытливую, деятельную, беспокойную — Леонардо да Винчи проявлял с одинаковой силой и в том, что стремился открыть законы природы, поставить ее силы на службу человеку, и в том, что изображал окружающий мир, запечатлевая с одинаковым вниманием распускающийся цветок, выразительный жест человека и туманную дымку, заволакивающую далекие горы. Ведь для того чтобы правдиво и реально изобразить окружающее, надо в него и всмотреться, и вдуматься.
Искусство, наука, изобретательство тесно переплетались в деятельности Леонардо да Винчи.
Леонардо родился в окрестностях маленького городка Винчи, но уже в 14-летнем возрасте переехал во Флоренцию. Отец отдал Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа Верроккио — живописца и выдающегося скульптора, работавшего также и в области архитектуры, разностороннего, как многие образованные люди эпохи Возрождения. Немало опыта приобрел Леонардо в мастерской Верроккио и скоро оставил далеко позади и своих соучеников, и своего учителя. Откуда же почерпнул молодой художник эти знания, придавшие ему столько творческих сил?
Леонардо с юных лет не расставался с записной книжкой: дома, на улице, за городом он беспрестанно делал беглые наброски, зарисовывал холмы и поля, цветы, желуди, дерево, прекрасное девичье лицо, умывающуюся кошку, ноги коня, складки ткани. Он изучал природу, не пренебрегая ничем и не останавливаясь ни перед какими трудностями. Это стремление и умение наблюдать позволили ему живо подмечать и изображать то, перед чем останавливались художники старшего поколения.
В ленинградском Эрмитаже хранится одна из наиболее ранних работ Леонардо да Винчи, дошедших до нашего времени, — «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (наименование «Бенуа» происходит от фамилии бывшего владельца). Леонардо взял обычную для своего времени тему: в образе мадонны художники эпохи Возрождения воспевали материнство. Леонардо в этой картине, полной непосредственности и жизненности, изобразил юную мать в тот момент, когда она играет со своим ребенком — протягивает ему цветок и с улыбкой следит за тем, как неловко он старается его схватить. Особую убедительность картине придает передача художником игры света и тени на выпуклой поверхности. Светотень делает объемными фигуры мадонны и младенца, подчеркивает складки одежды. Леонардо всю свою жизнь изучал законы падения и отражения светового луча; он сознательно, как ученый, передавал множество оттенков и переходов света, прерывая подчас густую тень нежной полосой отсвета — рефлекса.
В 1482 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и переехал в г. Милан, правитель которого Лодовико Моро высоко ценил Леонардо и как инженера-изобретателя, и как художника. Первым поручением, полученным Леонардо в Милане, был бронзовый конный памятник отцу Лодовико — Франческо Сфорца. Но многолетний напряженный труд Леонардо погиб — памятник, вылепленный из глины и еще не отлитый в бронзе, был уничтожен при взятии Милана французами.
Пострадала, на этот раз от сырости, и другая миланская работа Леонардо — «Тайная вечеря», написанная на стене зала в монастыре Санта-Мария делле Грацие. В 1954 г. была произведена ее реставрация (укрепление и очистка), и произведение Леонардо, хотя и поврежденное, вновь открылось взгляду зрителя. Тема «Тайной вечери» заимствована из легенды о Христе. Преследуемый и обреченный, Христос тайно встречается за ужином — вечерей — со своими ближайшими учениками, дает им наставления и затем говорит: «Один из вас предаст меня». Все поражены. Но так как чувства людей в зависимости от характера выражаются неодинаково, Леонардо изобразил всех по-разному и придал каждому из сидящих за столом учеников Христа иное движение и иной облик. Слева простодушный грубоватый человек поднялся, опершись руками о стол, и, ошеломленный, смотрит на Христа; следующий, протянув руку за спиной соседа, осторожно, успокоительным жестом прикасается к плечу старика, который, зажав в руке нож, вскочил и уже готов броситься на неизвестного врага. Но и старик не знает, кто предатель, он тянется к уху погруженного в скорбь юноши: не знает ли он? А предатель — Иуда — сидит рядом с ними, плечом к плечу; он откинулся в испуге, протянув, как бы защищаясь, руку. Он боится разоблачения, но все же прижимает к себе кошелек с тридцатью сребрениками, которые получил как плату за свое предательство.
В этой картине Леонардо проявил себя великим наблюдателем и знатоком человеческих характеров и поведения.
Последние два десятилетия жизни Леонардо провел в скитаниях, переезжая с места на место, не находя настоящего применения своим талантам. Наиболее значительным произведением этого времени является портрет, известный под названием «Джоконда» («Монна Лиза»). В портрете Джоконды Леонардо добился такой выразительности взгляда молодой женщины, так тонко написал ее чуть-чуть улыбающийся рот, что в выражении лица как будто отражаются сменяющиеся, противоречивые оттенки чувств и настроений — задумчивость, мечтательность, затаенная насмешка, подавленная печаль. Леонардо поставил перед портретным искусством новую задачу: передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, все богатство его душевной жизни.
Последние годы жизни Леонардо провел во Франции и умер в 1519 г, в замке Клу близ г. Амбуаза.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.