Комедии Аристофана


Крупнейший поэт древней Греции Аристофан, живший в Афинах в конце V — начале IV в. до н. э., прославился своими замечательными комедиями. На первый взгляд его пьесы кажутся лишь веселыми сказками, где все происходит не так, как в настоящей жизни. Актеры наряжены в костюмы птиц, ос, обитателей подземного мира, богов, а если они представляют людей, то это не обычные люди, а карикатуры: у них огромные животы и горбы. На их лица надеты комические маски, которые уже сами по себе способны вызвать смех у зрителей. Персонажи комедий совершают невероятные поступки: крестьянин Дикеополь из комедии «Ахарняне» заключает мир со Спартой только для себя и своей семьи. И в то время как кругом свирепствует война, Дикеополь на своем участке земли ведет торговлю с разными странами, веселится и пирует. А крестьянин Тригей из комедии «Мир» на огромном навозном жуке взлетает на небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны.

Не только живые существа, но и вещи, и понятия предстают на сцене в необычайном виде. Мир, который заключает Дикеополь со Спартой, приносят ему в бутылках, и он пробует его на вкус, как вино; стихи трагедий Эсхила и Еврипида взвешивают на весах как товар.

Актеры потешают публику шутками и даже бранью. Основной частью действия служит «агон» (борьба), словесный спор, который иногда переходит в комическую драку. Поскольку комедия возникла из хоровых народных песен, в ней участвует хор, но в отличие от торжественного и величественного хора трагедий участники комедийного хора бегают но сцене, прыгают, пляшут бурный стремительный танец «кордак». Все это создает впечатление полной беззаботности и веселья.

Однако где бы ни происходило действие пьесы — в подземном мире или в царстве птиц между небом и землей, какие бы фантастические приключения ни развертывались на сцене, зрителю ясно, что на самом деле цель комедии очень серьезная — осмеять уродливые, отрицательные стороны жизни Афинского государства, они знают, что речь в ней идет о политических событиях того времени, о простом афинском народе — крестьянах, ремесленниках и других честных тружениках, сторонниках демократического строя Афин. Их интересы защищает Аристофан в своих комедиях. Деятельность афинских политиков, мудрецов-философов, поэтов он оценивает в зависимости от того, приносят ли они простому народу пользу или вред.

Всего Аристофан написал более 40 комедий, до нас дошло только 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». И хотя с тех пор прошло уже много столетий и некоторые исторические события и лица исчезли из памяти людей, пьесы древнего поэта еще и теперь пользуются широкой известностью. Ценность их заключается не только в прекрасных стихах, блестящем остроумии и замечательной выдумке. Комедии близки и понятны людям нашего времени потому, что в них ставятся вопросы, которые и сейчас волнуют все человечество: о неравенстве людей, о войне и мире, о бесчестных политиках, обманывающих народ, о задачах и целях литературы и многие другие.

Особенно большое внимание уделено в творчестве Аристофана вопросу войны и мира. Это и понятно, так как большинство комедий он написал в годы 27-летней Пелопоннесской войны, которая велась между демократическими Афинами и аристократической Спартой за господство над всей Грецией.

Пелопоннесская война принесла народу неисчислимые бедствия, но афинские политики убеждали его продолжать войну до победного конца. Во многих своих комедиях — «Ахарнянах», «Всадниках», «Мире», «Лисистрате» — Аристофан призывает не доверять сторонникам войны и заключить мир со Спартой.

В комедии «Всадники», поставленной в 424 г. до н. э., Аристофан осмеивает самого влиятельного в то время политика, ярого сторонника войны — Клеона. Желая показать, что Клеон мог приобрести власть в государстве только потому, что народ стал слишком доверчив и легко поддается на обман и лесть, Аристофан представил в этой комедии афинский народ в образе глухого, болтливого, выжившего из ума старикашки Дема («демос» — по-гречески народ).

Старик перестал доверять честным и преданным слугам, а купил на рынке нового раба — кожевника, негодяя и плута (в этом кожевнике афинские зрители сразу узнавали Клеона, который был владельцем кожевенной мастерской). Хитростью и обманом новый раб втерся в доверие к Дему, и тот во всем слушается его одного. Справиться с этим плутом может лишь тот, кто применит против кожевника столь же жульнические приемы, какими пользуется он сам. И вот на сцене появляется торговец колбасами. С ужасной бранью, и криком набрасывается он на кожевника. Они угрожают друг другу судом, доносами, кляузами, обвиняют в воровстве, обмане, взяточничестве. Дело Доходит до потасовки. Затем оба бегут к Дему и стараются всевозможными подарками и льстивыми словами завоевать любовь старика.

Аристофан показывает, что кожевник Клеон только на словах является защитником народа, а в действительности преследует лишь собственную выгоду. Дем, заметив, что колбасник отдал ему всю провизию, а Клеон добрую половину припрятал в корзинке, прогоняет кожевника. Сразу же после этого наступает чудесное превращение. Колбасник возвращает Дему молодость, окуная его в котел с кипятком, и народ становится мудрым и доблестным, как в прежние времена. Колбасник преподносит ему мир на тридцать лет.

В конце Пелопоннесской войны в народе, уставшем от невзгод и бедствий военного времени, усилились настроения страха и растерянности. В это время Аристофан ставит комедию «Лягушки» (405 г. до н. э.), в которой призывает народ к доблести. Он хочет, чтобы граждане обрели мужество и веру в силы и могущество Афинского государства. Но спасение и счастье Афин Аристофан по-прежнему видит в мире, когда «страну враждебную своей считать не станем, а свою — пределом вражеским». В этой комедии бог театрального искусства Дионис спускается в загробный мир. Там происходит состязание между великими греческими поэтами — Еврипидом и Эсхилом. Каждый из них читает произведения своего соперника и доказывает, что в них много недостатков. В конце концов Дионис убеждается, что трагедии Эсхила приносят большую пользу, так как воспитывают в народе мужество и доблесть. Эсхил изображал героев е львиной душой, с честным и открытым сердцем. «Малых ребяток наставляет учитель добру и пути, а людей возмужалых — поэты. О прекрасном должны мы всегда говорить» — в этой высокой цели видит Эсхил призвание поэта. И Дионис решает вернуть на землю Эсхила, потому что он сможет больше помочь своим согражданам.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне особенно возросло неравенство между разоренным войной народом и небольшой группой богачей. Этому вопросу посвятил Аристофан две последние комедии — «Женщины в народном собрании» и «Богатство» (392 и 388 гг. до н. э.).

Комедии Аристофана переведены на языки многих народов, их ставят на сцене в различных странах. В советских театрах шли две его комедии: «Женщины в народном собрании» и «Лисистрата». Особенна большой успех имела «Лисистрата», в которой Аристофан призывает к миру.

В 1954 г. По постановлению, Всемирного Совета Мира торжественно отмечалось 2400-летие со времени рождения Аристофана, «отца комедии», как назвал его Ф. Энгельс.