Рамаяна


Древнеиндийская эпическая поэма «Рамаяна» была сложена более двух тысяч лет тому назад. Истоки «Рамаяны» — в устной народной поэзии.

Вот о чем повествуется в семи книгах этой сказочной поэмы.

Давным-давно островом Ланкой владел десятиглавый Равана, повелитель демонов (ракшасов).

Своей праведной жизнью он заслужил уважение самого бога-создателя Брахмы и сделался самым могущественным существом в мире. Равана позабыл о прежней праведной жизни. Он насмехался над богами, притеснял робких отшельников. Все обиженные им стали молить Брахму защитить их от нападок Раваны. Тогда Брахма повелел богу Вишну появиться на земле в облике героя и убить Равану в единоборстве.

В стране Айодхья жил благочестивый царь по имени Дашаратха. Бог Вишну воплотился в сына царя Раму, самого мудрого, отважного и красивого из смертных. Рама уже давно заменял стареющего отца в делах правления.

Однажды царю изменило боевое счастье, и он вернулся домой с войны, покрытый ранами. Его третья жена Кайкеи преданно ухаживала за мужем и сумела вылечить его. В награду Дашаратха обещал исполнить три ее желания. Она пожелала, чтобы наследником престола царь сделал ее сына Бхарату, а Раму — сына старшей жены царя — удалил бы на четырнадцать лет в изгнание. Мудрый Рама любил отца. Не желая, чтобы Дашаратха нарушил обещание, данное Кайкеи, Рама удалился в изгнание по собственной воле. Супруга его, прекрасная Сита, и брат Лакшмана сопровождали отважного юношу.

Рама нашел себе убежище на берегу реки Годавари, в лесу Дандаке, где обитали мирные отшельники. С некоторого времени злые и коварные демоны стали мешать им совершать священные жертвоприношения. Вступившись за обиженных, Рама истребил злобных ракшасов. Равана, владыка ракшасов, в яростном гневе похитил прекрасную Ситу и умчал ее в своей воздушной колеснице на остров Ланку.

Рама и его брат Лакшмана бросились на поиски Ситы. Они попали в страну обезьян и помогли царю обезьян Сугриве вернуть незаконно отнятый у него престол. Сугрива собрал огромное войско из своих подданных и отправился вместе с братьями на поиски Ситы. Обезьяны построили мост через пролив, отделявший берег Индии от острова Ланки. По этому мосту войско Рамы переправилось на остров.

Долго длилась кровопролитная битва, много искусства и доблести проявили воины обеих сторон, но, видно, тот, кто борется за правое дело, обладает и большей силой. И вот на поле боя выступил сам Равана, вызывая Раму на поединок. В упорной борьбе непобедимый ракшас был сражен рукой смертного героя.

Рама запретил своим войскам грабить Ланку и милостиво обошелся с побежденным народом. Все были счастливы, что кончилась война. Рама снова был со своей верной Ситой и теперь хотел скорее вернуться на родину.

Срок его добровольного изгнания уже подходил к концу. Народ в Айодхье торжественно встретил изгнанников, и вскоре Рама занял престол отца. Правление Рамы было мудрым и справедливым. «Рама-раджья», т. е. царством Рамы, называют до сих пор в Индии счастливое для кого-нибудь время.

Сказание о Раме складывалось в период рабства, в эпоху неограниченной власти жрецов и раджей. В образе Рамы воплотились мечты многих поколений о справедливом, мудром правителе, защитнике своих подданных.

Необычайными свойствами наделены герои «Рамаяны», они способны совершать чудесные подвиги. Звери и птицы обладают человеческим разумом; природа принимает участие в радостях и печалях человека. Поэма славит любовь к родной стране, верность долгу, воинскую честь. Повествуя о победе Рамы над Раваной, народ выразил уверенность в победе добра над злом, правды — над ложью, справедливости — над насилием и произволом.