Джон Мильтон (1608-1674)


Творчество английского поэта и публициста Джона Мильтона — одно из замечательных явлений мировой литературы XVII в. Поэтическая одаренность Мильтона проявилась уже в университетские годы, в Кембридже. Он создал несколько латинских элегий, лирических стихотворений и маленькие поэмы «Задумчивый» и «Жизнерадостный», посвященные двум юношам. Это были автобиографические образы — в молодом Мильтоне уживались черты обоих героев. Эти поэмы замечательны живым и верным изображением родной природы.

В конце 30-х гг. Мильтон совершил поездку в Италию. Он завоевал внимание и уважение итальянских гуманистов. Существует предание, что Мильтон посетил томившегося в заточении Галилея.

Политические события в Англии вернули его на родину, где началась буржуазная революция.

Мильтон решительно примкнул к противникам монархии и стал участником революционных событий. Он сблизился с индепендентами — наиболее революционной партией Англии — и после установления английской республики занимал ответственный государственный пост — ведал иностранной перепиской.

В эти годы проявился публицистический талант Мильтона. В своей знаменитой речи («Ареопагитика», 1644) он отстаивает свободу печати, в политических трактатах выступает в защиту республики и революционного суда над королем («Иконоборец», 1649).

Хотя Мильтон в некоторой степени недооценивал роль народных масс в революции и был против дальнейшего ее углубления, он остался непримиримым противником монархии и после ее реставрации. Живя в нужде, больной, потерявший зрение, Мильтон едва избежал расправы, которой ему грозили враги.

Наступили тяжелые годы. Мильтон жил, по его словам, «в злые времена и среди злых языков». Именно теперь, в 60-е гг., он вернулся к давно волновавшему его замыслу и создал лучшие свои произведения — поэмы «Потерянный Рай» (1667), «Возвращенный Рай» (1671) и трагедию «Самсон-борец» (1671).

Политическая борьба в Англии в эпоху Мильтона принимала формы борьбы религиозной. Это сказалось на английской литературе тех лет, в частности и на творчестве Мильтона. Идеи и настроения, порожденные революционной эпохой, ненависть народных масс к монархии и всякой тирании он выразил в причудливой форме библейских сюжетов и образов.

В поэме «Потерянный Рай», используя сюжет религиозного мифа о борьбе Сатаны и Бога, об Адаме и Еве, Мильтон показал, каким трудным путем движется человечество вперед, к познанию истины, к победе над несправедливостью. В поэме сказались и религиозные предрассудки поэта. Резко выступая против победившей реакции, Мильтон в то же время призывает не к революционной борьбе против нее, а к духовному совершенствованию через религиозное воспитание. Однако противоречия в мировоззрении Мильтона, отразившиеся в поэме, не могут заслонить ее революционного пафоса. Образ Сатаны, с мятежной силой восстающего против божьего произвола, — это самый яркий, запоминающийся образ «Потерянного Рая».

Поэма Мильтона поражает своим разнообразием. Сцены фантастических битв между воинством Сатаны и ангелами сменяются идиллическими картинами рая, описания космических пространств — поучительными отступлениями. Белый стих поэмы отличается богатством интонаций и ритмов.

Вторая поэма Мильтона — «Возвращенный Рай» — значительно слабее. Здесь с наибольшей полнотой сказались религиозные предрассудки поэта. Зато последнее произведение Мильтона — трагедия «Самсон-борец» — проникнуто пафосом освободительной борьбы. Герой трагедии — библейский Самсон — приносит себя в жертву во имя победы над вековыми врагами своей страны — филистимлянами. В образах филистимлян Мильтон изобразил реакционных английских аристократов, против которых был поднят меч революции. Величественный образ Самсона — воплощение мощи народа, рвущего свои цепи и восстающего против притеснителей.

Произведения Мильтона, переведенные почти на все европейские языки, известны в России уже с середины XVIII в. Его творчество очень высоко ценил А. Н. Радищев. Влияние Мильтона испытали на себе многие английские поэты, особенно революционные романтики Байрон и Шелли (см. ст. «Джордж Байрон» и «Литература XIX в. на Западе»).