Зарубежная литература XX в.


Многие выдающиеся писатели прошлого века пытались представить себе, каким будет XX в. — завтрашний день европейской цивилизации. Гюго мечтал о торжестве справедливости, о великом моральном возрождении человека. Герберт Уэллс в книгах «Машина времени», «Война миров», «Первые люди на Луне» на рубеже нового века изображал рождение новой техники, в то же время опасаясь, как бы ее сила не оказалась враждебной самому человечеству.

Главную историческую черту нашего времени определил В. И. Ленин. Он указал, что с наступлением XX в. современное общество вступило в эпоху империализма и пролетарских революций. Непримиримые противоречия капитализма, экономические и политические, породили империалистические войны. В то же время в новый исторический период окончательно созрели революционные силы пролетариата.

В XX в., особенно после Великой Октябрьской социалистической революции, заметно усилился процесс идейного размежевания в искусстве.

Реакционные писатели выступили с произведениями, открыто враждебными демократическим стремлениям человечества. Многие буржуазные литераторы служат денежному мешку. Они отвергают реализм как художественный метод, проповедуют в своем творчестве упадочнические настроения, душевный мрак, недоверие к жизни и человеку.

Вместе с тем XX век — это эпоха рождения писателей нового типа, занявших революционную позицию в оценке общественной жизни. В своих произведениях они отразили опыт социалистической борьбы трудящихся, рост революционного сознания в народных массах.

Прогрессивная литература XX в. отличается политической заостренностью, пристальным вниманием к человеческой личности, к судьбам культуры в условиях современного мира. Писатели старшего поколения, критические реалисты, мировоззрение которых сложилось еще в конце прошлого века, каждый в Своих национальных условиях, создали выдающиеся произведения. Талантливые сатирики и психологи, бытописатели и фантасты, при всем разнообразии своих дарований, они были едины в суровом приговоре империализму, буржуазным отношениям. Они осудили усилившуюся до крайности эксплуатацию масс, власть денег над людьми, истребительные войны.

Французский писатель-философ Анатоль Франс (1844—1924) в 1908 г. написал книгу «Остров пингвинов», в которой подверг резкой критике современное общество. С злой иронией Франс изобразил историю его развития как историю пингвинов, по ошибке превращенных в людей. В своем остроумном аллегорическом романе писатель затронул широкий круг вопросов, связанных с развитием буржуазной цивилизации, создал яркие, надолго запоминающиеся сатирические образы. Франс осудил общественные отношения, построенные на охране частной собственности. Разоблачая лживость религиозных легенд или жестокую несправедливость буржуазных законов, писатель, как отмечал М. Горький, наносил беспощадные удары по «толстой и грубой коже ходячих истин».

В критике буржуазного общества с Франсом перекликается выдающийся английский драматург Бернард Шоу (1856—1950). «Наша собственность — организованный грабеж, наша нравственность — бесстыдное лицемерие», — заявил молодой Шоу еще в конце прошлого века. Уже тогда он написал свои «неприятные пьесы» — «Дома вдовца» («Трущобы»), «Профессия госпожи Уоррен».

В пьесах Шоу много неправдоподобного, парадоксального. Но за его нарочитыми, смешными преувеличениями скрывается оскорбительная для собственников истина. Напрасно вы изображаете из себя джентльменов, как бы говорил им драматург. Нельзя быть порядочным, если живешь по законам эксплуататорского общества.

В остро сатирической, гротескной манере изобразил реакционную кайзеровскую Германию немецкий писатель Генрих Манн (1871 — 1950). В своем романе-памфлете «Верноподданный» он заклеймил прусскую буржуазию, пресмыкавшуюся перед «сильной властью». В образе героя романа Дидриха Геслинга воплощены наиболее отталкивающие, отвратительные черты немецкой империалистической буржуазии.

Не менее беспощадным критиком буржуазных отношений был американский романист Теодор Драйзер (1871 —1945). В романах «Финансист», «Титан», «Стоик» писатель рассказал историю предприимчивого американского дельца Френка Каупервуда.

Свои недюжинные способности Френк Каупервуд направил главным образом на личное обогащение. Подобно герою Бальзака, ростовщику Гобсеку, в погоне за наживой, за сверхприбылью, разоряя и грабя других, Каупервуд на деле обобрал себя самого. Он заменил естественные, добрые, основанные на взаимной помощи связи с людьми денежными отношениями. Эксплуатируя и обманывая людей, «титан» Каупервуд оказался в конце жизни одиноким человеком, который начал задумываться над тем, что ему, по-видимому, надо было прожить свою жизнь по-иному.

В других своих произведениях — «Сестра Керри», «Американская трагедия» — Драйзер рассказал о судьбе рядовых американцев, которые становятся жертвами типичных для буржуазной Америки взглядов на жизнь. Каролина Мибер, Клайд Гриффитс — герои этих двух известных романов Драйзера, как и многие другие представители американской молодежи, ошибочно считали, что счастье — в богатстве, что единственным смыслом жизни является погоня за успехом.

Каролина Мибер, став актрисой, ради успеха согласилась пожертвовать моральными принципами, сделалась расчетливой, эгоистичной. Клайд Гриффитс ради богатства пошел на страшное преступление — убийство своей возлюбленной.

Драйзер осудил в своих романах общество, которое само заманивает молодежь в ловушку, не умеет привить ей уважение к труду, чувство чести, порядочности.

Как Бальзак и Золя во Франции, Драйзер создавал социально-бытовые романы и утверждал этот жанр в американской литературе. В обличении буржуазного общества Драйзер смог пойти дальше писателей-реалистов, его предшественников, показав не только бесчеловечность, но и обреченность капиталистического «образа жизни». В книге очерков «Трагическая Америка» Драйзер-публицист высказал мысль, которую в художественной форме он воплотил в своих романах «Американская трагедия» и «Стоик». Выход из противоречий капитализма надо искать за пределами эксплуататорского общества. В своих очерках 30—40-х гг. Драйзер призывал рабочий класс Америки бороться за создание социалистических отношений, подлинно разумных и гуманных.

К концу жизни Драйзер вступил в ряды Коммунистической партии США.

Наряду с остросатирическими произведениями критические реалисты XX в. создали обличительные произведения, проникнутые грустью об уходящих, «прочных» общественных отношениях, которые в современных условиях империализма уже невозможно было восстановить. Вспоминая и отчасти идеализируя прошлое, выдающийся немецкий писатель Томас Манн (1875—1955) создал замечательный роман «Будденброки», а английский писатель Джон Голсуорси (1867—1933) — многотомную «Сагу о Форсайтах». Как много можно узнать по этим книгам об укладе жизни Германии и Англии в конце прошлого века! Сколько незабываемых типов создали Т. Манн и Голсуорси, разрабатывая жанр семейной хроники!

Эта форма повествования оказалась удачной находкой реалистов XX в. Прослеживая в одном произведении историю жизни нескольких поколений, они нарисовали убедительную картину распада буржуазной семьи.

Хищническим буржуазным отношениям критические реалисты нашего века противопоставили своих положительных героев —честных интеллигентов, ученых (в фантастических романах Уэллса; в романах Франса «Преступление Сильвестра Боннара», «Современная история»). В романе Голсуорси «Собственник» (первая книга «Саги о Форсайтах») миру собственников противопоставлен образ внутренне независимой Ирен. Один из самых привлекательных героев Франса профессор Бержере («Современная история») верит в социалистическое будущее человечества и вместе с французскими социалистами и Золя осуждает политическую реакцию во Франции в период острой политической борьбы вокруг дела Дрейфуса (см. ст. «Выдающиеся французские писатели конца XIX в.»).

Большое место в творчестве писателей занимает тема искусства. Трагедия художника в буржуазном мире запечатлена в романах «Мартин Иден» Джэка Лондона (см. от. «Джэк Лондон») «Гений» Драйзера, «Доктор Фаустус» Т. Манна. В наиболее полной форме конфликт передового художника с буржуазным миром раскрыт в десятитомном романе Р. Роллана (см. ст. «Ромен Роллан») «Жан Кристоф».

На рубеже нашего века заметно усилилось общение между народами.

Передовые деятели культуры различных стран единодушно откликались на важные политические события эпохи. Как известно, Джэк Лондон в Америке и Франс во Франции горячо приветствовали первую русскую революцию 1905 г. Франс возглавил «Общество друзей русского народа», выступил с протестом против заключения в Петропавловскую крепость М. Горького. В воззвании «Ко всем свободным людям» Франс писал о Горьком в апреле 1905 г.: «Его преступление заключается в том, что он хотел, пока еще было время, стать между заряженными винтовками и обнаженной грудью безоружных рабочих... Горький, одна из бесчисленных жертв царизма, в настоящее время олицетворяет собой естественные права человеческой личности: право мыслить, право творить, право открыто содействовать общему благу».

Внимание к России передовых деятелей культуры многих стран не было случайным. Со времени первой русской революции Россия стала авангардом мирового революционного движения, страной, в которой решались теперь судьбы человечества.

С новой исторической ролью России связано исключительное влияние демократической русской литературы на Западе. Творчество Л. Н. Толстого и М. Горького (см. ст. «Л. Н. Толстой» и «Максим Горький») воспринималось лучшими писателями за рубежом как выражение души, стремлений народа, восставшего во имя своего раскрепощения.

«Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель, — писал Франс, определяя роль Толстого в формировании современного искусства. — Он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество; он учит нас безошибочному выбору положений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности. Эти знаки гения видны во всем, что создано Толстым». По образному выражению Франса, гениальные произведения Л. Н. Толстого можно поставить рядом с эпосом Гомера, созданным античной Грецией. Это «поток, из которого будут утолять жажду в течение веков дети, мужи и пастыри человечества».

Жизненный и творческий опыт М. Горького-оказался не менее важен для мыслящих людей Запада, чем опыт Толстого. Буревестник революции, Горький первым показал писателям всего мира пример служения делу пролетарской борьбы. «Во всем мире есть люди, — свидетельствовал английский писатель-коммунист Ральф Фокс (1900—1937), — впервые приобщившиеся к политике благодаря «Матери» Горького».

Художественное новаторство Горького — основоположника социалистического реализма в литературе — во многом определило пути развития современного революционного искусства.

Многолетняя дружба связала М. Горького с Роменом Ролданом, Мартином Андерсеном Нексе (1869—1954), Барбюсом (см. ст. «Анри Барбюс»), Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Тагором (см. ст. «Рабиндранат Тагор»), австрийским писателем Стефаном Цвейгом (1881 — 1942). Выступления против первой мировой войны и борьба с фашизмом в 30-х гг., защита принципов социальной справедливости и дела русской революции, защита культуры и искусства от разлагающего влияния буржуазии навсегда связали имя М. Горького с авангардом деятелей передовой культуры нашего века.

Великая Октябрьская революция яснее раскрыла перед зарубежными писателями противоречия капитализма, побудила их к более острой критике буржуазного строя. Включившись в борьбу пролетарских масс, Франс, Лу Синь (см. ст. «Лу Синь»), Барбюс, Драйзер, Роллан, каждый в свое время, примкнули к коммунистическому движению, заявив о своем разрыве с буржуазным обществом и его идеологией.

Даже писатели, далекие от марксизма, с симпатией и уважением отзывались о победившей пролетарской революции. В письме к Горькому (1920) Герберт Уэллс, сообщая о том, что закончил свою книгу «Россия во мгле», посылал привет «великой и дорогой, незабываемой России». Выступая в 1950 г. перед студентами Чикагского университета, Т. Манн заявил: «Я с глубоким преклонением отношусь к великому историческому событию моего времени — русской революции... Она является величайшей социальной революцией после политической революции 1789 г. и, подобно ей, оставит свой след во всей жизни человечества».

Великая Октябрьская социалистическая революция оказала глубокое влияние на творчество тех писателей, которые связали с ней свою борьбу за социалистическое преобразование мира.

Выражая стремления народных масс, революционные писатели XX в. — активные участники коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения за рубежом — показали пример защиты демократической национальной культуры от посягательств империализма, породившего фашизм и мировые войны.

Если героем критических реалистов в начале XX в. является честный интеллигент, сторонящийся политической борьбы и далекий от пролетарских масс, то теперь образ героя приобретает у наиболее передовых художников новые черты. Положительные герои Роллана 20—30-х гг. («Очарованная душа») — Аннета Ривьер, ее сын Марк, его жена Ася — люди, которые нашли свое место в борьбе передовых сил против фашизма.

Анри Барбюс, а также датский писатель-пролетарий Мартин Андерсен Нексе явились за рубежом основоположниками социалистического реализма. В своих произведениях они показали рождение революционного сознания в массах, правдиво изобразив простых людей втянутыми в огромную «беду войны» (роман Барбюса «Огонь»), В романах «Пелле-завоеватель» и «Мортен Красный» Нексе создал образ писателя-революционера Мортена. Сын каменотеса, Мортен проходит сложный путь, постепенно становясь активным участником рабочего движения, выступая против буржуазии и реформизма в рабочем движении Дании.

Положительный герой революционных писателей озабочен уже не тем, чтобы сохранить свою личность, противопоставляя себя миру собственников или хищников-дельцов, как герои Франса, Голсуорси. Героем Нексе и Барбюса, а также многих других революционных писателей становится народ, подымающийся на революционную борьбу за свои права.

В 20—30-х гг. нашего века растут и крепнут ряды передовых писателей Китая, Германии, Франции, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Польши. За плечами революционных писателей немалый политический опыт, а впереди годы напряженной самоотверженной борьбы.

В этой борьбе многие писатели проявили мужество, стойкость и принципиальность. Герои национально-освободительной борьбы —турецкий поэт Хикмет (см. ст. «Назым Хикмет»), Фучик (см. ст. «Юлиус Фучик») в Чехословакии, Неруда (см. ст. «Пабло Неруда») в Чили— внесли свой вклад в развитие нового искусства наряду с многими другими прогрессивными писателями самых различных стран мира.

Сила передовых писателей — в глубоком национальном чувстве и наряду с этим в утверждении интернациональных идей, которые равно дороги всем народам земли.

Характерен в этом отношении личный и общенациональный опыт немецких писателей.

Выдающийся немецкий поэт Иоганнес Бехер (1891—1958) юношей выступил против первой

мировой войны. Вскоре Бехер уже пишет свои известные стихи, в которых приветствует победу социалистической революции в нашей стране («Привет немецкого поэта РСФСР»), рассказывает о рабочем движении в Германии («Смерть безработного», «Баллада о тачке»). В 1940 г. в автобиографическом романе «Прощание» Бехер рассказал об этом периоде своей жизни.

Когда у власти в Германии оказались фашисты, Бехер обличал фашизм и в своих стихотворениях рассказал о героях антифашистского движения («Человек, который молчал», «Мальчик»). Поэт взял под защиту все то, что было создано немецкой демократической культурой, а теперь оказалось растоптано. Прекрасные сонеты посвятил Бехер Баху, Гёте, Марксу, заявляя, что наследие передовой мысли живо для демократической Германии, что подлинный патриот Германии не склоняет голову перед властью гитлеризма:

 

Я — немец. Но я знаю: немцем быть —
Не значит в муки повергать полсвета.
От этих немцев мир освободить —
Вот в чем я вижу высший долг поэта.
(«Я—немец», перевод Л. Гинзбурга.)

 

Новая, свободная, демократическая Германия обрела в Бехере своего поэта, который хорошо знал, каким должно быть ее будущее («Идут другие времена»), В своих сонетах, написанных уже в последние годы жизни, Бехер воздал должное писателям-антифашистам Германии — борцам за общее дело национального единения немецкого народа. Сонеты Бехера посвящены пролетарию-песеннику Эриху Вайнерту (1890—1953) и Томасу Манну, Лиону Фейхтвангеру (1884—1958) и драматургу Бертольду Брехту (1898—1956).

В творчестве Лиона Фейхтвангера антифашистская тема прозвучала с особой силой в романах «Успех» и «Семья Оппенгейм». В них писатель рассказал о зарождении фашизма в Германии и о захвате Гитлером власти в стране. Писатель создал трагический образ юного Бертольда Оппенгейма, школьника, не пожелавшего раболепствовать перед реакционерами.

Хорошо известно нашему читателю творчество немецкой писательницы Анны Зегерс (р.1900). В романе «Седьмой крест» Зегерс рассказала о побеге семерых заключенных из немецкого концентрационного лагеря, о жизни Германии при фашизме. С напряженным вниманием следят читатели за судьбой семерых беглецов в стране, парализованной фашистским террором, но сохранившей в своей толще живые народные соки. Вот почему из семерых рвавшихся к свободе людей один, коммунист Георг Гейслер, все же остается в живых. Ему помогли товарищи по борьбе, простые люди Германии.

В романе «Мертвые остаются молодыми» Зегерс прослеживает путь, который прошла Германия со времени ноябрьской революции 1918 г. по 1945 г. С большой психологической правдивостью рассказывает она о судьбах своих героев в трудных и сложных условиях Германии тех лет.

Антифашистское движение сплотило прогрессивных писателей всего мира. С активной борьбой против политической реакции связано творчество итальянского поэта, столь любимого детьми, Родари (см. ст. «Литературная сказка»). Арагон (см. ст. «Луи Арагон») — во Франции, Пабло Неруда — в Чили, Николас Гильен — на Кубе (см. ст. «Николас Гильен»), Никола Вапцаров (1909—1942) — в Болгарии и многие другие поэты во всем мире призывали покончить с фашизмом в Италии, Германии, Испании.

Встревоженные судьбой народов Запада и Востока, писатели, как эстафету, передавали из страны в страну знамя антифашистской борьбы. Огромный размах современной борьбы за мир опирается на опыт международного антифашистского сопротивления.

«Лучшие люди земли поднимали свой гневный голос против слепого безумия взаимного уничтожения, — говорил Н. С. Хрущев, выступая с речью в г. Руане, на родине Корнеля и Флобера, в дни своей поездки во Францию в марте—апреле 1960 г. — Среди них были славные сыны Франции: Гюго и Мопассан, Золя и Жорес, Роллан и Барбюс. Но только в наше время появилась реальная возможность исключить войну из жизни человеческого общества. Силы мира берут верх над силами войны. На защиту мира поднялись миллионы простых людей всех континентов».

Победа демократических сил в годы второй мировой войны во многом изменила жизнь народов. В центре Европы, а также на Востоке возникли народно-демократические республики. Немало побед одержали в борьбе с колониалистами освободившиеся народы ранее зависимых от империализма стран. Все эти изменения в жизни современного общества отражены в литературе.

Революционный идеал в творчестве передовых писателей нашего времени обрел конкретное и зримое воплощение.

Произведения социалистического реализма, такие, как «Репортаж с петлей на шее» Фучика или роман-эпопея Арагона «Коммунисты», стали для многих трудящихся школой политической борьбы.

Как и книги советских писателей, произведения наших друзей за рубежом помогают читателям глубоко осознать современную политическую обстановку, ставят актуальные вопросы.

В послевоенную литературу вошла тема мира и мирного труда. Строительство новых общественных отношений широко отражено в литературе Китайской Народной Республики, в литературе Народной Польши, Румынии, Чехословакии и многих других стран. Имена китайских писателей Чжао Шу-ли (р. 1905) и Чжоу Либо (р. 1908) известны далеко за пределами их родины как имена писателей, талантливо изобразивших события, связанные с аграрной реформой в Китае. Повесть Чжао Шу-ли «Песенки Ли Юцая» и роман Чжоу Либо «Ураган» помогли читателям многих стран узнать жизнь китайского крестьянства, понять величественную цель борьбы китайских коммунистов.

Выдающиеся польские поэты Юлиан Тувим (1894—1953) и Владислав Броневский (р. 1898), известный румынский романист Михай Садовяну (р. 1880), рассказавший в повести «Митря Кокор» о судьбе румынского крестьянства, узнавшего, наконец, свободу, как и многие деятели культуры других наций, значительно обогатили искусство народов нашего времени.

Отстаивая интересы трудящихся масс, их право на мирную, созидательную, счастливую жизнь, прогрессивная литература XX в. способствует укреплению мира на земле, утверждает гордое величие Человека.